Фильм Сеансы Площадка
18 апреля 2012, Среда
Обвинитель Фриц Бауэр: Смерть в одиночку (Илона Циок, 2010)

Участники показа и дискуссии: режиссер Илона Циок (Германия), специалисты Государственного Музея Кино, специалисты Международного Мемориала.
Фильм будет показан на немецком языке с русскими субтитрами при поддержке и содействии Немецкого Культурного центра им. Гете (Гете-Института) в Москве.

Спустя 60 с лишним лет после окончания Второй Мировой Войны Германия продолжает разбираться со своим нацистским прошлым, длившимся всего 12 лет, но оставившем тяжелейшее наследство. Выходят все новые и новые книги и документальные фильмы. 
"Их можно пересчитать по пальцам – улицы и учреждения в Германии, носящие имя Фрица Бауэра (1903-1968). И вряд ли немцы сходу скажут, чем прославился этот человек. Между тем, заслуги его перед Германией неоценимы.
Фильм "Фриц Бауэр: смерть в рассрочку", снятый немецкой документалисткой Илоной Циок (Ilona Ziok), начинается, как триллер. Генеральный прокурор федеральной земли Гессен скончался при невыясненных обстоятельствах в своей квартире. 1 июля 1968 года он был найден мертвым в ванне, наполненной водой. Официальная версия: самоубийство. Вскрытия не проводилось, хотя было известно, что прокурору угрожали, и он носил с собой служебный пистолет. Илона Циок не пытается ответить на вопрос, что это было: самоубийство, несчастный случай, убийство? Она рассказывает о его трагической судьбе.
"Есть черта, за которой человек не может позволить себе соучастие", - говорил Фриц Бауэр (Fritz Bauer), немецкий юрист из еврейской семьи. В 1930 году он стал самым юным судьей Веймарской республики. Бауэр состоял в Социал-демократической партии, за подготовку генеральной забастовки, которой предполагалось ответить на захват власти Гитлером, провел восемь месяцев в концлагере, был отстранен от государственной службы, эмигрировал в Данию, потом бежал от фашистов в Швецию. В 1949 году вера в юное поколение заставила его вернуться в Германию. Действие в фильме происходит в 50-е и 60-е годы, когда Фриц Бауэр был генеральным прокурором в Брауншвейге, а потом во Франкфурте-на-Майне. Из архивного материала и рассказов очевидцев - друзей, коллег, единомышленников - складывается картина непримиримой и ожесточенной борьбы, которую вел этот Давид с Голиафом в лице "вечно вчерашних" послевоенной Германии. Он был идеалистом, но не праздным мечтателем. Он твердо решил строить на руинах "третьего рейха" новое, справедливое и светлое будущее и не сдавался, несмотря на неготовность общества извлечь уроки из прошлого. Суровое не по годам лицо за внушительной оправой очков, - таким предстает Фриц Бауэр в телевизионном ток-шоу 1964 года. "Определенных успехов мы достигли при создании Федеративной Республики Германии, - говорит он. - В Основном законе закреплены ее демократические основы. У нас есть демократические органы власти... Но нужны еще люди, которые вдохнут жизнь в конституционные формулировки". Таких людей в послевоенной Германии было мало. Страна вступала в новый отрезок истории, стараясь не думать о евреях и газовых камерах. Время для коллективного покаяния еще не пришло. В 1962 году политик тогда еще регионального уровня Гельмут Коль, будущий канцлер, доказывал с авторитетом дипломированного историка Фрицу Бауэру, одну из критических брошюр которого министерство просвещения федеральной земли Рейнланд-Пфальц запретило распространять в школах и вузах, что рано еще заниматься коллективным переосмыслением прошлого. А между тем, после окончания Второй мировой войны минуло 17 лет. Надо говорить "нет". Он не считал Холокост осечкой истории, он обвинял не отдельных людей, а преступное по своей сути нацистское государство и миллионы его добровольных помощников. В первом его громком процессе в Брауншвейге в 1952 году он добился осуждения бывшего нациста Ремера, который возглавлял операцию по ликвидации заговора против Гитлера 20 июля 1944 года. Ремер отделался легким приговором. Но Бауэр не жаждал расправы. Он хотел добиться - и добился - реабилитации графа фон Штауфенберга и других заговорщиков и получил юридическое обоснование сопротивлению тоталитарной диктатуре. В начале шестидесятых годов Бауэр подготовил громкий процесс над карателями Освенцима. В связи с этим в Германии впервые началась широкая общественная дискуссия о коллективной вине и коллективной ответственности. Фриц Бауэр: "Когда нас заставляют сделать что-то бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство, мы должны, как этого требуют от нас испокон веков все религии и все этики, сказать "нет". На фасаде зданий судов в Брауншвейге и Франкфурте прокурор Бауэр распорядился выбить надпись: "Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти". Цитата из Основного закона ФРГ была бельмом на глазу его коллег, бывших нацистов, которые в органах юстиции послевоенной Германии снова заняли ключевые посты. В 1960 году Фриц Бауэр тайно передал израильским спецслужбам сведения о местонахождении Адольфа Эйхмана, которого агенты Моссада в итоге похитили из Аргентины и сдали в руки правосудия в Израиле. Бауэр знал, что добиваться экстрадиции по дипломатическим каналам бессмысленно. Недоверие прокурора к истеблишменту послевоенной Германии было безгранично и, увы, небезосновательно - это с потрясающей убедительностью доказывает фильм "Фриц Бауэр: смерть в рассрочку". Сегодня трудно себе даже представить, что правой рукой тогдашнего канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, госсекретарем в его ведомстве, был Глобке, который при Гитлере комментировал расовые законы, то есть разъяснял нижестоящим инстанциям, как распознавать и метить евреев. Фриц Бауэр пытался добраться и до него, но тот был недосягаем и дослужил до пенсии. В 1968 году один из бывших нацистских судей, поднявшийся до должности руководителя отдела по уголовному праву в Министерстве юстиции ФРГ, провел через все политические инстанции, включая бундестаг и бундесрат, поправку к закону, которая окончательно защитила от кары правосудия многих нацистских чиновников. Фриц Бауэр проиграл. Но Германия все же усвоила его предостережение: "Ничто не принадлежит истории. Все в настоящем и может снова стать будущим".
19-20 Международный Мемориал
20 июня 2012, Среда
Фотолюбитель (Ирина Гедрович, 2004)

19-00 Kинозал общества "Мемориал"
23 октября 2013, Среда
Предводитель Эдельман (Артур Венцек, Польша, 2008, 56 мин.)

Международный Мемориал, Государственный Центральный Музей кино совместно с Польским культурным центром в рамках проекта "Документальная среда" приглашают на показ фильма Артура Венцека "Предводитель Эдельман" и обсуждение книги Марека Эдельмана "Бог спит. Последние беседы с Витольдом Бересем и Кшиштофом Бурнетко", в которой представлена полная запись бесед, которые вели с Мареком Эдельманом (1919–2009) польские журналисты Витольд Бересь и Кшиштоф Бурнетко незадолго до его смерти. Показ и дискуссия состоятся в конференц-зале Международного Мемориала!

Марек Эдельман известен, в первую очередь, как один из руководителей восстания в Варшавском гетто. Несколько менее – как врач. Но совсем немногие знают, что он был также тонким, чувствительным, ярким и – самое главное – мудрым человеком, который на протяжении всей своей жизни руководствовался непреходящими ценностями. Эдельман подчеркивал, что не был верующим, однако не подлежит сомнению, что у него был своеобразный декалог – список заповедей честного человека. Эдельман не любил говорить о себе, поэтому в фильме о нем рассказывают друзья: политик, активист "Солидарности" Бронислав Геремек, члены Еврейской боевой организации Симха Ротем "Казик" и Пнина Гриншпан-Фример, коллеги-врачи, а также соратники по антикоммунистической демократической оппозиции – Хенрик Вуец, Ян Литыньский и другие. Это кинопортрет Эдельмана, который обозначает границы порядочности и при этом беспощадно делает замечания даже тем людям, которые ему симпатичны, в данном случае авторам: "Что он думал, когда стреляли, что он думал, когда был голодный, думал ли он, что выживет... Вы идиоты, и все тут. <…> Я не могу с ними разговаривать. Они из другого мира, они с Луны приехали и живут в Польше 30 лет".
19-00 Международный Мемориал
06 ноября 2013, Среда
Норильск (Золтан Салкаи, Венгрия, 2013)

Очередной показ клуба документального кино
"Документальная среда" (совместный проект Музея кино и Международного Мемориала).

Фильм из авторской серии "Пешком по ГУЛАГу".

Организаторы:
Венгерский культурный центр
Международный Мемориал
Музей кино

Показ состоится в конференц-зале Международного Мемориала по адресу: Каретный ряд, д. 5/10.
Вход свободный.

Во встрече примут участие директор Культурного центра Венгерской республики в Москве Андраш Барани и координатор культурных программ центра Михаил Корзинкин.
Показ проходит в рамках акции "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАГЕДИИ ХХ ВЕКА".

Уже более десяти лет Золтан Салкаи снимает документальные фильмы под общим названием "Пешком по ГУЛАГу".
Соотечественники Золтана Салкаи, венгры, были разбросаны по всем "островам" ГУЛАГа. Воспоминания этих бывших узников сталинских лагерей стали для Золтана Салкаи своего рода путеводителями, "экскурсионными материалами". С ними в руках он путешествует по давно несуществующему сталинскому СССР, узнаёт сам и рассказывает своим зрителям о том, что до сих пор малоизвестно или до его прихода было совсем скрыто, не найдено, не исследовано.

В июне режиссер закончил работу над седьмым фильмом – "Норильск". До этого были Казахстан, Магадан, Воркута, Братск, два фильма про уральские лагеря.
Осенью 2013 Золтан Салкаи снимает следующий фильм проекта "Пешком по ГУЛАГу" в Надыме.
19-00 Международный Мемориал
29 ноября 2013, Пятница
Амстердам, мировая деревня / Amsterdam, global village (Йохан ван дер Кёйкен, Pieter Van Huystee Film and Television, Нидерланды, 1996, 245 мин.)

Автор бестселлера "Амстердам: Один город - одна жизнь" Герт Мак представляет.

Герт Мак – один из самых знаменитых людей Нидерландов. Работая в одной из лучших голландских газет NRC, Мак написал несколько историко-публицистических книг об Амстердаме, Стамбуле, Европе и Америке, ставших бестселлерами в Нидерландах и других странах мира. "Это учитель истории, который должен был бы быть у каждого" (The Financial Times).

Никто в мире не расскажет о столице Голландии так, как это делает Мак в своей книге "Амстердам: Один город – одна жизнь": "Амстердам никогда не был средневековым городом в полном смысле этого слова. Здесь не правили ни короли, ни папы, Церковь не играла той всеобъемлющей роли, что в других странах, а социальные и политические связи никогда не определялись отношением "суверен-вассал-раб". С самого начала Амстердам был удивительно современным городом, а его жители демонстрировали независимый нрав и великое упорство, если дело касалось их драгоценной свободы".

"Амстердам, мировая деревня" - это не только непревзойдённый портрет Амстердама, не только дань уважения родному городу, но и увлекательное путешествие по местам, весьма удалённым от столиц Нидерландов.
Фильм состоит из множества историй, рассказывающих о жизни эмигрантов в городе, их связи с оставленной родиной. Одна история сменяет другую, и каждая из них становится как бы небольшим самостоятельным документальным фильмом, непременно сопровождаемым каким-нибудь странствием: Боливия, Таиланд, Чечня… И снова Амстердам.

Премия Гролша на Нидерландском кинофестивале, 1996 г.
Приз "Cinema Recherche Award" на Марсельском фестивале документального кино, 1997 г.

"Я не вижу лица земли.
Я смотрю через плечо земли и вижу свет.
И свет, который я вижу — это я сам … среди других".
Йохан ван дер Кёйкен.
19-30 Центр документального кино
04 декабря 2013, Среда
Квартира в Афинах / Appartamento ad Atene (Руджеро Дипаола, Италия-Германия, 2011, 95 мин., греческий язык, русские субтитры)

Дебют Руджеро Дипаолы.
Экранизация классического романа Гленуэя Уэсткотта.
1942 год, Афины. Квартиру семьи Хелианос занимает немецкий офицер Кальтер. Скрупулезный, сухой, жестокий, он устанавливает в доме террор. Семейство покорно подчиняется тирану. Домочадцы превращаются в рабов, смиряясь с действительностью. И вдруг облегчение: "хозяин" уезжает в Германию. Но "слуги" понимают, что свобода не имеет никакого смысла, мучения продолжаются. Возвращение Кальтера становится облегчением. Он изменился, стал снисходительнее, любезнее… Однако это равновесие весьма непрочно...

Награды и фестивали:
Премия Flaiano – приз зрительских симпатий,
Премия "Золотой Глобус" Италии – лучший дебют,
Международный кинофестиваль в Милане – лучшая мужская роль второго плана, лучшие декорации,
Международный кинофестиваль в Ньюпорт-Бич – приз жюри,
Международный кинофестиваль в Фениксе – премия Copper Wing,
Международный кинофестиваль в Риме – премия Young Italian Filmmakers Showcase.
19-00 Кинозал общества "Мемориал"
11 декабря 2013, Среда
Апология Сумасшедшего (Чаадаев) (Борис Щедрин, Россия, 2013, 39 мин)

Авторские передачи Анатолия Михайловича Адоскина о русских поэтах принадлежат к лучшим и самым своеобразным достижениям отечественного телевидения. Его новая работа неожиданна и остро современна: Адоскин предлагает аудитории фильм о Петре Яковлевиче Чаадаеве.
19-00 Международный Мемориал
12 февраля 2014, Среда
Касаясь стены / Sfiorando il muro (Сильвиа Джиралуччи, Лука Риккарди, Италия, 2012, 51 мин.)

40-летняя Сильвия Джиралуччи – режиссер и главная героиня картины. Она начинает свой рассказ с даты – "7 апреля", жертвы этого дня были упомянуты в граффити на стене, надпись врезалась в детскую память – ещё и потому, что в семье Сильвии о событиях 1974-го предпочитали молчать. Спустя годы Сильвия узнала, что её отец, Грациано Джиралуччи, был итальянским фашистом и стал одной из первых жертв террора, развязанного "Красными бригадами" в 1970-е...
19-00 Конференц-зал общества "Мемориал"
23 апреля 2014, Среда
Маргаритки / Sedmikrásky (Вера Хитилова, Чехословакия, 1966, 73 мин.)

Вечер памяти Веры Хитиловой.

Самый знаменитый фильм Веры Хитиловой, ставший краеугольным камнем чешской "новой волны".
Две невероятные девушки, Мария и Мария, пытаясь познать смысл жизни, приходят к выводу: если весь мир плох - то и они будут плохими. После этого судьбоносного решения мир окончательно катится в тартарары…
19-00 Конференц-зал общества "Мемориал"
Дорога - портрет Веры Хитиловой / Cesta - portrét Věry Chytilové (Ясмина Блажевич, Чехия, 2004, 52 мин.)

Вечер памяти Веры Хитиловой.

Документальный фильм о Вере Хитиловой, снятый выпускницей ФАМУ Ясминой Блажевич. Оказавшись по другую сторону камеры, Вера Хитилова открыто и искренне рассказывает о себе, своей жизни и своих фильмах.
19-00 Конференц-зал общества "Мемориал"
14 мая 2014, Среда
Запрещенные голоса (Барбара Миллер, Швейцария, 2012, 95 мин.)

Международный Мемориал и Государственный центральный музей киноГероини фильма – всемирно известные блогеры Йоани Санчес (Куба), Фарназ Сейфи (Иран) и Зенг Джиньян (Китай), подвергающиеся гонениям за критику режимов, установившихся в их странах.

В дискуссии после показа примут участие специальный корреспондент "Новой газеты", блогер Ирек Муртазин; главный редактор "Русского журнала", публицист Александр Морозов; поэт, журналист Радио Свобода Елена Фанайлова.
19-00 Конференц-зал общества "Мемориал"
07 ноября 2014, Пятница
Голос Сокурова / Sokurovin ääni (Леена Килпелайнен, Финляндия, 2014, документальный, 77 мин.)

Режиссер Леена Килпелайнен представит свой фильм "Голос Сокурова".

Эта лента рассказывает об одном из самых значительных режиссеров не только России, но и современности вообще — фильмы Александра Сокурова получали призы в Каннах, Венеции, Берлине и на множестве других фестивалей. Документальный фильм "Голос Сокурова" исследует кинематографический мир и взгляды режиссера на жизнь через призму его личности и творчества. Фильм также затрагивает темы социальной роли кино и всеобъемлющей цели искусства и художника.

Леена Килпелайнен училась и успешно окончила ВГИК. Она росла в двуязычной русско-финской среде, и бегло говорит по-русски. Была режиссером, оператором, сценаристом. Большинство ее фильмов снимаются в России, в том числе Children of The Big Bear, снятый в г. Саха (Якутия), On the Edge, снятый в Туле и Whale Island, снятый на Соловецких островах. Является членом Финской документальной гильдии, была президентом Гильдии в 2009–2010 годах.

Вход свободный.
19-00 Кинозал общества "Мемориал"