Памяти Веры Хитиловой19 марта 2014, 20:54
|
12 марта 2014 года скончалась Вера Хитилова – одна из ключевых фигур чешской "новой волны", самая неистовая экспериментаторша среди моралистов. Если Эвальд Шорм, однокурсник по ФАМУ, стал для чехов символической "совестью нации", то Веру Хитилову можно было бы назвать ее локомотивом. Из щита интеллектуалов Хитилова превратила мораль в вечно заточенное оружие. Она обладала таким бурным темпераментом, была столь кипуче деятельна, так энергично отстаивала свою позицию, что буквально клала оппонентов на лопатки, обескураживая их массированной этической атакой. далее |
Ретроспектива Отара Иоселиани к 80-летию со дня рождения режиссёра!7 марта 2014, 19:31
|
Отару Иоселиани — восемьдесят
Отар Иоселиани кудесник — он умеет творить чудеса. Посмотрите любой его фильм: "Листопад", "Жил певчий дрозд", "Охоту на бабочек", "Грузия одна"... Любой из снятых им тринадцати фильмов, и вы поймёте, о чём я говорю. Ракурс большого художника всегда сдвоенный: он видит мир не только своими глазами, но, одновременно, и взглядом, того, кто дал ему зрение — музы, стоящей за его плечом. И оказываясь в поле такого искусства, мы на минуты или на секунды, может быть даже на доли секунд, перенимаем этот взгляд — и только в эти мгновения мы не просто накапливаем сведения, а в самом деле понимаем и узнаём. далее |
КАК МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ ОЛИМПИЙЦАМИ СТАЛИ / Мультипликация к Олимпиаде-807 февраля 2014, 19:59
|
К открытию Олимпиады в Сочи журнал "Сеанс" опубликовал на сайте статью научного сотрудника Музея кино Георгия Бородина о вкладе советских мультипликаторов в проведение Олимпиады-80 из 55-57 номера журнала. Мы републикуем статью о мультипликационных "олимпийских" фильмах, снабдив ее большим количеством иллюстративных материалов из фондов Государственного центрального Музея кино, личных архивов режиссеров и собрания автора статьи.
КАК МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ ОЛИМПИЙЦАМИ СТАЛИ
далее |
Концепция Музея кино / планы размещения в НИКФИ29 января 2014, 20:52
|
Пока Музей кино снова находится в неопределенности относительно своего будущего помещения после отказа Министерства культуры от идеи размещения Музея в здании НИКФИ, мы решили ознакомить читателей с краткой концепцией Музея кино и конкретным примером ее реализации - проектом размещения Музея кино на территории НИКФИ, подготовленным по требованию Министерства культуры РФ. Цель данной публикации - рассказать о том, из чего состоят и как устроены музейные фонды, как должна функционировать музейная синематека и какими были бы экспозиция Музея и его выставочная деятельность, будь у него собственное полноценное здание. В качестве иллюстративных материалов использованы планы размещения Музея кино в НИКФИ и фотографии, сделанные в музеях кино и синематеках других стран.
20 ноября 2013 года прошло первое заседание Общественного совета по возрождению Государственного центрального музея кино, на котором и было принято решение о размещении Музея кино в НИКФИ. Позже от этой идеи в Министерстве решили отказаться. Предлагаем к ознакомлению протокол этого заседания далее |
Артем Сопин о кинолениниане26 января 2014, 1:38
|
Смерть Ленина и прощание с ним стали одним из краеугольных эпизодов русской истории XX века, а образ Ленина одним из канонических образов советского кинематографа, основанным не столько на документах, сколько на мифах официальной пропаганды и представлениях советских людей о вожде революции. И именно посредством кино внедрялись связанные с образом Ленина мифологемы — для миллионов кинозрителей миф о Ленине неотделим от образов, созданных в игровых фильмах советской киноленинианы. С 21 по 24 января 2014 года в кинотеатре им. Моссовета прошла программа Музея кино "Памяти Ленина", цель которой проследить основные вехи трансформации образа идеального правителя социалистического государства. Киновед, научный сотрудник Музея кино Артем Сопин рассказал порталу "Теории и практики" о кинолениниане. далее |
Показ фильмов Ман Рэя10 января 2014, 19:14
|
Государственный музей изобразительных искусств
имени А.С.Пушкина Государственный центральный музей кино приглашают на показ фильмов Ман Рэя в рамках выставки "Ман Рэй. Портреты" (вступительное слово – директор Музея кино Наум Клейман) 16 января, 19.00 Отдел личных коллекций, Атриум В ГМИИ им. А.С.Пушкина до 19 января открыта выставка Ман Рэя (1890–1976) – выдающегося художника XX века, одного из лидеров американского и французского модернизма, классика мировой фотографии, а также режиссера, поэта, эссеиста и философа. далее |
Иван Аксенчук (к 95-летию режиссера)27 сентября 2013, 18:15
|
Сегодня исполнилось бы 95 лет Ивану Семеновичу Аксенчуку. Имя одного из мэтров советской анимации оказалось практически забыто и среди зрителей, и среди профессионалов.
Пять лет назад, к 90-летию режиссера историк анимации Георгий Бородин написал объемную статью об Иване Семеновиче. На "Анималайфе" я публикую немного подредактированную версию статьи, но с добавлением уникального графического материала из богатейших фондов Государственного центрального музея кино. Собственно, этим текстом я открываю совместную рубрику "Анималайфа" и сайта Музея кино, посвященную истории анимации и мультипликационной коллекции ГЦМК. далее |
"Новости из прошлого": письмо от зрителя фильма "Сердца четырех"30 апреля 2013, 13:18
|
Настоящий зритель
Письмо от зрителя фильма "Сердца четырех" (снят в 1941, накануне войны; вышел на экраны 05.01.1945, за четыре месяца до ее окончания; реж. К.Юдин) далее |
"Смелые люди" - это миф, и миф - героический20 февраля 2013, 0:32
|
Музей кино возобновляет рубрику "Новости из прошлого", в которой будут публиковаться материалы из богатейших фондов музея. Предлагаем Вашему вниманию публикацию документов, подготовленных научным сотрудником Музея кино Еленой Долгопят.
далее
|
Борьба с историей — наш национальный вид спорта19 апреля 2012, 9:27
|
С Наумом Клейманом беседует Константин Шавловский Наум Ихильевич, первый и главный вопрос к вам — что такое Музей кино? Музей все воспринимают прежде всего как систему кинозалов. На самом деле, это лишь верхушка айсберга. Первое и самое главное, чем занимается Музей, — это фонды. И в сфере кинематографа он также популярен, как и везде. Мы не храним то, на чем смогут учиться следующие поколения. Борьба с историей — наш национальный вид спорта. Бесценные свидетельства кинокультуры исчезают в силу варварского характера кинопроизводства. Студии освобождают помещения для следующих работ, выкидывают сценарии, перекраивают костюмы… И именно Музей призван противостоять этой энтропии. Выхватывать то, что представляет или может представлять интерес, и складывать камешек к камешку. Чтобы потом любой художник кино мог прийти в наши фонды, посмотреть, к примеру, эскизы Уткина и понять, как тот трактовал исторический кинокостюм. Или изучить эскизы Владимира Егорова и увидеть, что он еще до Орсона Уэллса открыл глубинную мизансцену и придумал, как сделать потолок в декорации. Это дорогого стоит, своими глазами убедиться, что еще в 1915 году в "Портрете Дориана Грея" он с помощью ширм строил кадр, совмещающий несколько перспектив. Создавал симультанное пространство просто средствами оформления! Где еще это можно увидеть, кроме как на его эскизе? Когда вы смотрите кино — вы видите сон. А вот под стеклом, на выставке, этот сон материализуется, и вы рационально осмысляете то, что увидели. Музей кино — это еще и толкователь снов, если угодно. далее |
"Даль был богат и расточителен…"25 мая 2011, 13:33
|
Это первая выставка в серии "Современные актеры русского психологического театра". С Даля начали не случайно – в этом году актеру исполнилось бы 70 лет. Уже несколько поколений не могут похвастаться тем, что видели его в театре – он рано ушел из жизни, но остались его работы в кино, поэтому даже те, кто не застал Даля на сцене, знают и любят его творчество. За свои неполные 40 лет он успел многое сделать, только в "Современнике", в котором Даль проработал 6 лет, он сыграл 11 ролей, на его счету 40 фильмов, он оставил богатое наследие, которое, по словам театрального критика Бориса Поюровского, "дает возможность не только нам, но и будущим поколениям видеть в нем своего современника".
Поюровский говорит о Дале: "Он действительно был актером без амплуа, я даже себе не представляю, какие роли он бы не смог сыграть. Он был наделен удивительными от природы данными – отличной фигурой, необыкновенным обаянием, пластичностью, голосом, а, главное, удивительно выразительными глазами. далее |
Живые показы в Москве11 марта 2011, 0:03
|
Государственный центральный музей кино регулярно организует прогораммные недели с меняющимися темами, часто - в сотрудничестве с иностранными культурными центрами. При этом, идея не в том, чтобы устроить показ для китаистов. Цель музея, в большей степени, культурное и политическое просвещение, рассказал заместитель директора Музея кино Максим Павлов.
C 1 по 6 февраля 2011 в Москве в Музее кино можно было увидеть исторически и художественно значимые немецкие фильмы в рамках программы "Уроки немецкого". Показанные картины представили различные аспекты жизни немецкой молодежи во времена национал-социализма. далее |
Истоки Музея кино10 марта 2011, 23:40
|
Мы встретились с Наумом Клейманом, основателем и директором Центрального Государственного Музея Кино в Москве, в Библиотеке киноискусства им. Эйзенштейна. Там мы поговорили об истоках и истории Музея Кино.
Первая коллекция фильмов была собрана Союзом Кинематографистов — негосударственной организацией. Эта коллекция легла в основу первого в мире Музея кино, открывшегося в Москве в 1926 году. Всего шесть лет спустя, в 1932, Музей кино как негосударственное независимое учреждение был закрыт. "Правительство запретило Музей кино, поскольку идеологам нужна была не история, а мифы. А мифы не нуждаются в исторических справках". далее |
Кинокультура в России10 марта 2011, 23:38
|
Беседа с Наумом Клейманом.
До недавнего времени помимо Сан-Франциско существовало только одно место, где можно было со вкусом подискутировать о кино: Москва. Одной из основных причин тому было само здание, в котором находился Музей кино. Ценители киноискусства приходили сюда, чтобы встретиться, обменяться мнениями, поучаствовать в дискуссиях. И, конечно, чтобы оставаться в курсе новинок мирового кинематографа: большинство западных фильмов было в Советском Союзе запрещено, и, как следствие, незнакомо советскому зрителю. далее |
Искусство не имеет прошлого10 марта 2011, 23:33
|
Наум Клейман – директор Государственного центрального музея кино и Фонда "Международный Эйзенштейн-Центр" в Москве, известный историк кино и специалист по творчеству режиссера Сергея Эйзенштейна, автор многочисленных книг и статей по теории и истории кино, в прошлом член международного жюри на кинофестивалях в Венеции и Берлине, режиссер и актер. В настоящее время 73-летний Наум Клейман живет вместе с женой в Москве.
Над чем Вы работали в последнее время? Над новым изданием произведений Эйзенштейна. Это проект Музея кино, в задачи которого, кроме непосредственного собирания объектов и организации выставок, входит также систематизация и описание документов и материалов по истории кинокультуры. далее |
Будет ли у кино второе столетие?31 января 2011, 19:04
|
К 100-ЛЕТИЮ КИНО
БУДЕТ ЛИ У КИНО ВТОРОЕ СТОЛЕТИЕ? Развернутый на наших страницах обмен мнениями (см."КЗ" NN 9, 12,13) продолжается. На вопрос о будущем кинематографа отвечают Жан-Люк ГОДАР, Юрий НОРШТЕЙН, главный редактор журнала "Chaplin" (Стокгольм) Яннике ОЛУНД и известный критик Лев АННИНСКИЙ. Ж.-Л.Годар дал нам краткое интервью в один из дней его московской ретроспективы в Центральном музее кино. Размышления Яннике Олунд были высказаны в ходе ее встречи с редакцией "Киноведческих записок". Ответ Л.А.Аннинского прозвучал в его беседе со студентами-киноведами ВГИК. далее |
Семинар в Музее кино31 января 2011, 19:00
|
СОБЕСЕДНИК
Это было в феврале 1992 года: ретроспектива фильмов Жана- Люка ГОДАРА и он сам в Москве, по приглашению Музея кино. Он встречался со студентами и преподавателями ВГИКа (след этой встречи — фотография, которую мы публикуем), со слушателями Высших режиссерских и сценарных курсов и аудиторией Музея кино, ответил редакции "Киноведческих записок" на вопрос о будущем столетии кино (опубликован в № 15), ездил в Санкт-Петербург (след этой его поездки есть даже в одном игровом фильме: "Никотин" режиссера Евгения Иванова по сценарию Сергея Добротворского при участии Максима Пежемского). И вот еще "следы": предлагаемые нашим читателям записи двух московских бесед Годара, состоявшихся в те дни. В дополнение — запись одного давнего разговора, где Годар был интервьюером, а его собеседником — 73-летний Фриц ЛАНГ. далее |
Интервью К. Эрнста с Ж.Л. Годаром и Н.И. Клейманом31 января 2011, 18:56
|
Интервью для телевидения
Ведущий — Константин Эрнст (В беседе участвовал директор Музея кино Н. И. Клейман) ЭРНСТ. Наум Ихильевич, Жан-Люк Годар впервые у нас в стране, и я знаю, что он приглашен вами, Музеем кино. Расскажите, пожалуйста, об этом — и о месте Жана-Люка Годара в элите мирового кинематографа. КЛЕЙМАН. Прежде всего: это не мы пригласили Годара, это он пригласил нас. Инициатива исходила от него — нам, честно говоря, и в голову не пришло бы сейчас, в это время, приглашать Годара. Нам казалось, что сейчас не время, может быть, приглашать таких крупных деятелей мирового кино: трудно со всем, начиная от гостиницы, транспорта и кончая — просто элементарно — откликом публики. далее |
Интеррадио Румыния: Фестиваль румынского кино в Москве.31 января 2011, 18:36
|
Впервые российский зритель получил возможность увидеть лучшие короткометражные фильмы румынских режиссеров, в том числе "Дорогу" Кэтэлина Митулеску и "Мегатрон" Мариан Кришана, удостоенные "Золотой пальмовой ветви" в Каннах, в 2004 и 2008 году, фильм Кристи Пуйю "Блок Кента и пакет кофе", в 2004 году получивший приз "Золотой медведь" за лучшую короткометражку в Берлине.
далее
|
20 лет музею кино! Гости "Свободы в клубах" обсуждают прошлое и будущее Музея кино20 мая 2010, 23:42
|
Музею кино — 20 лет. За столом Свободы в клубе "Квартира 44" собрались директор Музея кино Наум Клейман; его заместитель Максим Павлов; киновед Наталья Нусинова, доктор искусствоведения, председатель музейной комиссии Гильдии киноведов и кинокритиков; Нина Дымшиц, киновед, главный редактор журнала "Киноведческие записки"; Власта Смолакова, директор Чешского культурного центра, театровед и искусствовед; и Татьяна Постникова, философ, преподаватель Высшей школы экономики и активист Общества друзей Музея кино.
— Музей кино — это музейный фонд, это синематека, это постоянные кинопрограммы, составленные по тематическому и хронологическому, историческому принципу, об этом мы еще поговорим. Но с 2005 года Музей кино не имеет своего здания. Раньше он располагался в здании Киноцентра на Красной Пресне, но теперь фонды музея хранятся на "Мосфильме", а программы Музея кино идут на разных площадках Москвы. Прежде чем мы перейдем к этой коллизии, я бы хотела спросить каждого из вас: что такое Музей кино для вас лично? Что он означает в вашей жизни? далее |