"Смелые люди" - это миф, и миф - героический20 февраля 2013, 0:32
|
||
Музей кино возобновляет рубрику "Новости из прошлого", в которой будут публиковаться материалы из богатейших фондов музея. Предлагаем Вашему вниманию публикацию документов, подготовленных научным сотрудником Музея кино Еленой Долгопят.
Г.А.Мясников. Фрагмент раскадровки эпизода "Атака легкой кавалерии" к фильму "Смелые люди". Бумага, карандаш графитный, И-2363.
"Зорко буду хранить мир" По материалам фильма "Смелые люди" (режиссер К.Юдин, сценаристы М.Вольпин, Н.Эрдман, художники-постановщики Г.Мясников, М.Богданов, в гл. роли С.Гурзо, "Мосфильм", 1950 г.) Конечно, фильм "Смелые люди" не рассказывает о реальной войне. Это не "Восхождение" Шепитько и не "Двадцать дней без войны" Германа. Но и сказкой "Смелые люди" не назовешь. "Смелые люди" - это миф, и миф – героический. Миф как способ рассказа весьма показательный прием. И говорит о реальности не меньше, чем любое документальное свидетельство. Время и место действия в сказке – неопределенно: когда-то, при царе Горохе, где-то, в тридевятом царстве. Время действия в мифе – конкретно. Это время сотворения мира. В мифе – мир творится на наших глазах. Закладывается фундамент Вселенной. В случае "Смелых людей" - фундамент советской Вселенной не столько закладывается, сколько укрепляется. Фундамент пытаются расшатать враждебные силы, пытаются разрушить мир. Мир – и в смысле мирной, созидательной жизни, практически райской. Давайте рассмотрим роль смерти в этом мифе. При том, что герои его бессмертны. Вопрос лишь, в чем заключается их бессмертие. Первая смерть – как надвигающаяся тень, еще не угроза, но уже предчувствие. Смерть свершается за кадром, в самом начале фильма. Из реплик героев мы узнаем, что мать только что родившего жеребенка умерла. И теперь гибель грозит самому новорожденному. Жеребенок, разумеется, не простой. В нем заложены чудесные свойства. Они проявятся, когда он повзрослеет. Если только удастся обмануть смерть. Интересно, как этот обман совершается. Жеребенок сам находит себе кормилицу. Ослица заменяет ему мать. Всеобщая взаимовыручка, взаимозаменяемость – это, по сути, квинтэссенция советской идеологии: на место одного встанет другой, и будет ничем не хуже. Бессмертие - в этой непрерывной эстафете, передаче живого огня от одного к другому. Недаром в финале фильма, уже после войны, героем и победителем становится уже сын когда-то спасенного жеребенка. Конечно, настоящий герой фильма - не жеребенок, а человек, его хозяин, Вася Говорухин. Жеребенок – его волшебный помощник. Как всякий герой мифа, Вася Говорухин проходит через временную смерть и воскрешение. Через испытания. Мы наблюдаем, как формируется его личность. Как укрепляются его способность в дальнейшем поддерживать своими силами космический порядок. Всё, как полагается в героическом мифе. Древнегреческом, египетском, индейском или – советском. У смерти в этом космосе нет шансов. Чрезвычайно показателен последний военный подвиг героя и его верного помощника. Война проиграна, враги бегут, их увозит поезд; но не только их. Для страховки фашисты в три хвостовых вагона загоняют советских девушек. Такой состав партизаны не решатся взорвать. Правда, партизаны слишком поздно узнают о вагонах с девушками, и взрыв кажется неминуемым. Но Вася Говорухин на верном Буяне догоняет состав и отцепляет вагоны. Поезд с фашистами взрывается, девушки спасены. Вася сбивает запоры, девушки оказываются на свободе – выходят из тесных вагонов, из гробов, по сути, на вольную волю, на солнечный свет, и начинают благодарить и целовать героя-освободителя. И невольно приходит мысль о продолжении рода. О том, что спасенные – это и есть основа жизни, будущие матери будущих героев. В1950 году фильм "Смелые люди" увидели 41, 2 миллионов зрителей. Он стал лидером проката. Из хранящегося в рукописном фонде Музея кино письма художника-постановщика Геннадия Мясникова режиссеру Константину Юдину: 16.9.50 г. Фрунзе Здравствуйте, Константин Константинович! Приветствую Вас из знойной Киргизии. Спешу Вас уведомить о шумном успехе нашей картины здесь во Фрунзе. Задолго до демонстрации фильма в народе можно было слышать положительные разговоры о "Смелых людях". 6-го сентября "Смелые люди" вышли на экраны г. Фрунзе. Из 3-х экземпляров – 2 цветные и 1 черно-белый. Около кинотеатров можно было наблюдать огромные толпы людей, главным образом, молодежи. Жаждущих увидеть картину. После окончания сеанса обычно слышишь восторженные отзывы о картине. Фильм смотрят по нескольку раз. Билеты достать почти невозможно. Я был на одном из сеансов в самом крупном кинотеатре города. Должен сказать, подобной живой реакции зрителя я никогда не видел. С первого кадра зрительный зал с огромным вниманием и напряжением следил за развертыванием событий. Огромное удовлетворение, выражающееся в аплодисментах зрителей, производит эпизод освобождения Васей девушек. Очень жаль, что копия неважная, холодная и не вся ровно напечатана. Проекция точно так же плохая – мало света в кадрах, так что все ночные сцены слишком темны, хотя с моей точки зрения в смысле эмоционального воздействия они не проигрывают. Картина идет в многочисленных сеансах в нескольких кинотеатрах (с 11 утра до 11 вечера). <...> (ф. 44, оп. 2, ед. хр. 10/18) Фотопортрет К.К.Юдина. В музейном фонде режиссера сохранились и отклики зрителей, всего около восьмидесяти писем. Личные послания и коллективные отзывы (из военных частей, от пионерских звеньев). Восторженные, восхищенные, наивные, придирчивые, трогательные, взволнованные. И несомненно искренние. Из письма учениц 7 класса средней женской школы № 10 города Калинина (ныне – Тверь): "Кинофильм "Смелые люди" является замечательным фильмом из других, которые были просмотрены нами. Мы ученицы посмотрели много кинокартин. Но лучшим из всех, которые мы видели, является фильм "Смелые люди". Авторы сценария М.Вольпин и Н.Эрдман вместе с режиссером К.Юдиным хорошо потрудились над созданием фильма. Героями его являются простые советские люди. Они совершают много подвигов, защищая честь нашей Родины". Из письма Лефтера Печо и Апостола Ночка (Народная Республика Албании): "Мы поздравляем Вас и очень радуемся Вашему таланту, с которым Вы поставили эту картину. Ваша заслуга заключается еще и в том, что Вы умели очень хорошо подобрать артистов на соответствующие роли. Надо обратить особое внимание на то, с каким большим искусством Вы сумели соединить моменты начала войны (1940-1941 гг.) и окончание ее, показав мирную жизнь, подобную цветам весны". В фильме "Смелые люди" сыграл молодой актер Олег Иосифович Потоцкий. Его персонаж – Коля Девяткин, верный друг и помощник героя, единственный погибший из "наших". Любопытна история его гибели. Из письма О.Потоцкого из воинской части в Новгородской области: "<…>Не знаю, скоро иль не скоро, Быть может, и года пройдут, Вы вдруг поспорите с актером В одну из творческих минут, И он, он будет спорить с вами С глазами, полными огня, То, может, вы совсем случайно С улыбкой вспомните меня, И наши творческие споры. И если я не ошибусь, Перед глазами встанут горы: Машук, Бештау и Эльбрус. <...> P.S. Я вам, Константин Константинович Юдин, Желаю (хоть эти слова не нужны), Чтоб ваши поистине "Смелые люди" Были за смелость награждены. 6/VIII 1950 г." (ф. 44, оп. 1, ед. хр. 10/16) Что это за спор с актером "в одну из творческих минут", о котором пишет Олег Иосифович? Согласно рассказу Владимира Толкачикова, молодой актер Олег Потоцкий предложил маститому режиссеру Константину Юдину изменить сценарий. Он посчитал, что слишком уж хорошо всё оборачивается для каждого из положительных героев. Что так быть недолжно. История не воспринимается глубоко. Режиссер согласился с начинающим актером. И герой Потоцкого, Коля Девяткин, погиб. Хотя и остался бессмертен. И в том смысле, о которым я написала в предисловии. И в том смысле, в котором бессмертен всякий: пока не забыт. А героев в советском космосе не забывали. (Полностью рассказ В.Толкачикова см. на сайте http://kino-teatr.ru) Пусть эту публикацию завершит фрагмент из второго послания Олега Потоцкого. Из письма от 16 сентября 1950 года: "<…>Знаете вы, что такое картина ваша? А? Это разрядка после многих однообразных. Она похожа на луч солнца, внезапно прекративший серость и однообразие (а, следовательно, скуку) осеннего утра. Знаете, бывают такие дни, которые называют бабьим летом. Люди в такие дни особенно рады щуриться, глядя на солнце. А солнце особенно радо пригреть охладевшие души. Пишу вам письмо перед тем, как пойти в караул. Зорко буду хранить мир"<…>. (ф. 44, оп. 2, ед. хр. 10/17) Ниже: 1. Фрагмент письма О.Потоцкого из архива К.Юдина (фонд 44 рукописного отдела Музея кино). 2. Фрагмент письма Г.Мясникова (фонд 44 рукописного отдела Музея кино). Предисловие и публикация Елены Долгопят
|
||
|