Фильм | Сеансы | Площадка | ||||||||
28 | января 2014, Вторник | |||||||||
Андриеш (Яков Базелян, Сергей Параджанов, СССР/Украина, 1954, 62 мин., 35 мм)
По одноимённой сказке Емилиана Букова о пастушке Андриеше, о его друге сказочном богатыре Вайноване и волшебной свирели, которая помогла победить злого волшебника Чёрного Вихря. Первым игровым фильмом Сергея Параджанова стала картина для детей, в которой были использованы самые разные клише, характерные для сказочных фильмов того времени. Киновед Мирон Черненко, автор одной из первых критических работ о Параджанове, писал: "…Если представить себе полную ретроспективу параджановских лент, к "Андриешу" стоит присмотреться внимательнее, стоит попытаться обнаружить… что-то связывающее этот фильм с лентами последующими… трудно усмотреть тут более или менее чёткую эстетическую программу, однако в нескрываемой разностильности параджановского первенца есть какая-то художественная логика, какое-то, быть может, ещё не осознанное желание расколотить канон вдребезги, удостовериться в том, "что там внутри" – и бросить, обратившись к канону другому…, а затем перейти к третьему, четвертому – и так без конца, сколько позволит метраж, драматургия, сюжет…". |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
29 | января 2014, Среда | |||||||||
Тени забытых предков / Тіні забутих предків (Сергей Параджанов, СССР / Украина, 1964, 97 мин., 35 мм, оригинальная версия)
Премия за лучшую режиссуру и приз ФИПРЕССИ в Мар-дель-Плата (Аргентина) в 1965 году. "Золотая медаль" на международном кинофестивале в Салониках в 1966 году. Специальная премия жюри на кинофестивале в Киеве в 1966 году. Государственная премия Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко режиссёру Сергею Параджанову (посмертно), оператору Юрию Ильенко, актрисе Ларисе Кадочниковой, художнику Георгию Якутовичу в 1991 году. Экранизация одноимённой повести Михаила Коцюбинского, поставленная на киностудии им. А. Довженко к столетию украинского классика. Первая роль в кино Ивана Миколайчука. Два гуцульских рода враждуют многие годы. Среди озлобленности и мести зарождается чистая, светлая любовь Ивана и Марички. Иван вынужден уйти на заработки, а Маричка гибнет в речной пучине. Иван пытается забыть любимую и женится на красавице Палагне, но этот брак не приносит счастья... Снятая в украинских Карпатах киномистерия из жизни гуцулов явилась откровением для всей национальной кинематографии Украины. Фильм получил мировое признание и собрал множество призов на международных фестивалях. "Мы делали фильм о страстях, понятных каждому человеку, и пытались передать эти страсти в слове, в мелодии, в каждой осязаемой вещи. И конечно, в цвете. И здесь я действительно опирался на живопись, ибо живопись давно и в совершенстве освоила драматургию цвета…". ( Из статьи Сергея Параджанова "Вечное движение"). В 1972 году Параджанов снова обращается к творчеству Коцюбинского, пишет сценарий по его новелле "Интермеццо", однако работа над фильмом была остановлена в подготовительном периоде. |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
30 | января 2014, Четверг | |||||||||
Цвет граната / Sayat Nova (Сергей Параджанов, СССР/Армения, 1968, 79 мин., 35 мм)
Cостоящий из нескольких миниатюр шедевр Сергея Параджанова, в котором показан духовный мир средневекового поэта Саят-Новы, писавшего стихи на армянском, грузинском и азербайджанском языках. Рассказывая в интервью о своем подходе к изображению героя, Параджанов сформулировал главное кредо своего кинематографа: "Фильм не будет традиционно биографическим, когда последовательно, год за годом прослеживается жизнь поэта. Мы хотим показать мир, в котором жил ашуг, истоки, питавшие его поэзию, и потому большую роль в изобразительном решении фильма будут играть национальная архитектура, народное искусство, природа, быт, музыка. Мы рассказываем об эпохе, людях, их страстях и мыслях через условный, но необыкновенно точный язык вещей. Изделия ремесленников, одежда, ковры, украшения, ткани, убранство жилищ – вот его элементы, из них складывается вещественный облик эпохи". (Из сборника "Экран 1968-1969"). После завершения фильм не прошёл цензуру из-за несоответствия историческому образу известного поэта. Хотя Параджанов пошёл на уступки и согласился изменить первоначальное название фильма "Саят-Нова" на более отвлечённое – "Цвет граната", на экраны фильм вышел в только в 1973 году, после того как его перемонтировал Сергей Юткевич, который старался, насколько это было возможно, приблизить картину к жанру традиционной кинобиографии. Спустя несколько месяцев фильм был снят с проката из-за ареста Параджанова. |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
31 | января 2014, Пятница | |||||||||
Легенда о Сурамской крепости / Ambavi Suramis tsikhitsa (Сергей Параджанов, Давид Абашидзе, СССР/Грузия, 1984, 88 мин., 35 мм)
Специальный приз МКФ в Трое (Португалия) в 1986 году. Приз за лучшую режиссуру на МКФ в Ситжесе (Испания) в 1986 году. Приз жюри МКФ "Музыка и кино" в Безансоне (Франция) в 1986 году. Приз "Флаг критики" МКФ в Сан-Паулу (Бразилия) в 1987 году. По повести Даниила Чонкадзе. Первый фильм Сергея Параджанова после "Цвета граната". Экранизация грузинской легенды о прекрасном юноше, который согласился замуровать себя в стене крепости, чтобы спасти город от врагов. По условиям руководства студии "Грузия-фильм" сорежиссёром Параджанова выступил известный актёр Давид Абашидзе, сыгравший в фильме две роли. |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
01 | февраля 2014, Суббота | |||||||||
Ашик-Кериб /Ashug-Karibi (Сергей Параджанов, Давид Абашидзе, СССР / Грузия, 1988, 75 мин., 35 мм)
Премия "Феликс" Европейской киноакадемии в 1988 году за лучшую работу художников-постановщиков (Георгий Алекси-Месхишвили, Шота Гоголашвили, Николай Сандукели). Специальный приз жюри режиссёру Сергею Параджанову на МКФ в Стамбуле в 1989 году. Премия "Ника" за лучший игровой фильм в 1989 году. Свою последнюю завершённую картину Сергей Параджанов посвятил памяти Андрея Тарковского. Фильм снят по мотивам одноимённой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова, написанной на основе азербайджанского дастана. Ашик-Кериб был беден, но у него было доброе сердце и прекрасный голос. Он играл на саазе, прославляя древних витязей Туркестана, выступал на празднествах и свадьбах. Однажды он увидел красавицу Магуль-Мегери, дочь турецкого богача, и полюбил её. Но её отец не желал выдать дочь за бедняка, и Ашик-Кериб поклялся семь лет странствовать, чтобы нажить богатство и жениться на девушке или умереть… "Завершенность последней картины Параджанова и заключается в том, что он… позволяет себе не только открыто отвергать общепринятые каноны, но – и это уже наивысший уровень художественной свободы – тут же, в кадре, пародировать себя самого, вышучивать собственные пристрастия, склонности, стереотипы. И это кажется мне самым важным – неожиданно появившееся на параджановском экране чувство юмора, балаганный диалект этого художественного языка, радостное скоморошество, которого совсем не ждёшь…" (из критической работы Мирона Черненко "Сергей Параджанов. Творческий портрет"). |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
02 | февраля 2014, Воскресенье | |||||||||
Маэстро: Сергей Параджанов (Александр Кайдановский, СССР/Латвия, 1989, 1991-93, 53 мин., реставрация: CAMEL Studio (2012) с применением технологии VICUNA)
Совместный показ Музея кино и Международного кинофестиваля "ArtoDocs". Фильм-интервью с Сергеем Параджановым - единственная документальная работа Александра Кайдановского. Картина долгое время считалась пропавшей. Несколько лет назад была найдена её единственная не очень качественная копия, которая в 2012 году была отреставрирована силами творческого объединения "CAMEL Studio" (http://camelstudio.ru) по оригинальной технологии VICUNA (http://camelstudio.ru/vicuna), уже нашедшей применение во множестве проектов, связанных с восстановлением кино- и видео-материалов. В ноябре 2012 года Музей кино совместно с Международным кинофестивалем"ArtoDocs" провёл премьерный показ картины "Маэстро" в Москве. |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
Бобо (Нарине Мкртчян, Арсен Азатян, СССР/Армения, 1991, 67 мин., 35 мм)
Специальный приз Открытого фестиваля документального кино "Россия" в Екатеринбурге в 1991 году. Специальный приз жюри и специальный диплом ФИПРЕССИ на МКФ документального кино в Нионе (Швейцария) в 1991 году. Документальный фильм, в который вошли съёмки последних лет жизни Сергея Параджанова и фрагменты незавершенного фильма Сергея Параджанова "Исповедь". |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
|