Большую часть Фондов анимации и диафильма Государственного центрального музея кино составляют графика и изобразительные материалы. Анимация и диафильм – это, как правило, от начала и до конца выдуманный, ирреальный мир. Мы видим его таким, каким его нарисовал художник или играет кукла. Анимационная коллекция Музея кино начала формироваться в 1988 году. Кукольное объединение киностудии «Союзмультфильм», крупнейшей мультипликационной студии тех лет, передало Музею комплекс материалов по кукольным фильмам 1960-1980 годов. Позже, к ним добавилась значительная часть материалов из рисованного объединения студии. Это были эскизы, раскадровки (развернутый художником в серии рисунков будущий фильм), схемы и эскизы кукол и декораций, фазы и сцены из рисованных фильмов, «фильмовые дела» (варианты сценария, договоры с авторами, официальная переписка, стенограммы художественных советов и т.д.) монтажные листы и другие свидетельства съемочного процесса. Собранные материалы дают возможность восстановить не только историю и творческую жизнь целой студии со всеми ее цехами и подразделениями, но, что особенно важно, биографию анимационного фильма от замысла до выхода его в прокат. Одним из самых ранних фильмов, предметно представленных в Фонде анимации, является «Китай в огне», созданный в 1925 году выпускниками ВХУТЕМАСа Н.и О. Ходатаевы, З.Комиссаренко, Ю.Меркулов, В.и З.Брумберг. Они пришли в анимацию уже профессиональными художниками, испытавшими влияние своих учителей, прославивших русский авангард - Р.Фалька, А.Машкова, П.Кузнецова. От фильма сохранились уникальные, бесценные плоские марионетки и несколько сцен. Богатейшие свидетельства различных периодов советской анимации сосредоточены в персональных коллекциях ее пионеров и мастеров И.Иванова-Вано, сестер В.и З.Брумберг, Л.Азарх, М.Пащенко, Л.Атаманова, Л.Шварцмана, А.Винокурова, В.Никитина и многих других. Это редчайшие материалы по фильмам 1930-1980 годов, среди которых – «Конек-горбунок», «История одного преступления», «Золотая антилопа», «Необыкновенный матч», «Снежная королев», «Сказка сказок» и многих других. Пожалуй, самым полным, продуманным по выбору, качеству и сохранности предметов является архив Федора Хитрука. Патриарх советской анимации представлен в коллекции и как выдающийся режиссер, и как превосходный аниматор (сохранился его мультипликат к фильмам «Снежная королева», «Непьющий воробей», «Сказка о Чапае» и др.), и как педагог. Основы авторской анимации, культивированные Федором Хитруком, творчески развивались следующим поколением режиссеров «Союзмультфильма» - А.Хржановским, Ю.Норштейном, Э.Назаровым. В этой связи большой интерес для изучения и практического применения имеют стенограммы лекций и бесед на Высших курсах режиссеров, где преподавали Ф.Хитрук, А.Хржановский, Ю.Норштейн, Э.Назаров и учились М.Алдашин, И.Максимов, М.Тумеля и А.Петров. Очень интересна коллекция режиссера и выдающегося мультипликатора Бориса Дежкина - «бога движения», как его называли коллеги. Его архив - уникальное учебное пособие для аниматоров, большую часть которого составляют рисованные фазы многих сцен, сделанных Дежкиным собственноручно для фильмов «Шайбу! Шайбу!», «Матч-реванш», «Метеор на ринге» и других. К числу материалов, составляющих гордость музейного собрания, безусловно относится архив художника-графика и мультипликатора, автора «игольчатого экрана» Александра Алексеева, эскизы, режиссерский сценарий и фрагмент черновой раскадровки к мультфильму «Сказка сказок» Ю.Норштейна, эскизы А.Петрова, выполненные в технике «живописи на стекле» к своим фильмам и, в частности, к оскароносному фильму «Старик и море» и единственная подлинная кукла Чебурашки - героя популярнейшего сериала режиссера Р.Качанова и художника Л.Шварцмана. Коллекция диафильма оформилась в 2013 году и представляет корпус графических оригинал-макетов к работам художников московской студии «Диафильм». На данный момент фонд находится в статусе описания. Фонды анимации и диафильма Музея кино проводят активную работу по пропаганде российского анимационного наследия. Выставки и мероприятия, организованные сотрудниками Музея кино, проходят с неизменным успехом и позитивной критикой. Крупнейшими выставками с привлеченными из Фондов анимации и диафильма были персональные ретроспективы Федора Хитрука, Леонида Шварцмана и Бориса Дежкина. На текущий момент совокупный объем Фондов анимации и диафильма Музея кино насчитывает более 40 тысяч единиц хранения. |
Светлана Ким![]() В 1969 году окончила киноведческий факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. С 1963 по 1979 годы работала в редакции журнала «Советский экран». С 1988 года – штатный сотрудник московского Музея кино. Стояла у истоков создания государственной анимационной музейной коллекции. Участвовала в организации экспозиций и курировала выставки анимации Музея кино. В настоящее время является хранителем фонда анимации и руководителем комплектации Фондов анимации и диафильма. e-mail: kim@museikino.ru |
Павел ШведовВ 2003 году окончил Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). В 2003-2008 годах учился в аспирантуре РГГУ. Более 10 лет является штатным журналистом федеральных СМИ. С 2003 года пишет об анимации. Автор блога Animalife.Ru. С 2011 года работает в Государственном центральном музее кино. Ведет активную деятельность по организации и курированию кинопоказов и выставок. В настоящее время курирует внешнюю деятельность Фондов анимации и диафильма и является хранителем музейного фонда диафильма. |
Георгий БородинНа протяжении двух десятилетий изучает историю отечественной мультипликации. Активно содействовал созданию мультипликационной коллекции Музея кино. Штатный сотрудник Научно-исследовательского института кинематографии ВГИК (бывший ВНИИК). С 2013 года является штатным сотрудником Фондов анимации и диафильма Музея кино. В настоящее время руководит работами по изучению и атрибуции экспонатов, находящихся на государственном хранении. |