Изобразительный фонд Музея кино формируется с 1986 года. Его важнейшая задача – собрать и сохранить материалы разнообразного творческого проявления художника в кино: художника-постановщика, создающего декорации фильма в студийных павильонах и на натуре, художника по костюмам, одевающего экранных персонажей, художника комбинированных съемок, художника по гриму или по реквизиту…

На начало 2011 года в фонде хранится около 11000 единиц основного хранения и 2500 единиц научно-вспомогательного – их создателями являются 297 авторов. Среди этих работ - эскизы к более чем 1000 фильмов.

Базовая основа фонда – живописные полотна и графика, полученные в дар от самих художников, их родственников, коллег и друзей. Весомый вклад в формирование собрания внесли Министерство культуры РФ и Московский комитет по культуре, выделяя средства на плановые закупки. В начале 1990-х годов часть своих коллекций передали на хранение в  Музей кино Государственная Третьяковская Галерея (359 единиц) и Росизопропаганда (120 единиц). Некоторые коллекции закупаются на средства спонсоров.

Самой большой является коллекция эскизов декораций и костюмов. Но наше собирание фонда не ограничивается лишь законченными полотнами и рисунками (самым яркими, выразительными и экспозиционно выигрышными произведенияеми  художника), что характерно для других музеев и галерей, принцип комплектования которых определяет станковый характер материала. Уникальность нашего собрания в том, что в нем широко представлены и рабочие материалы: зарисовки натуры,  экспликации, раскадровки, эскизы реквизита и типажей,  живописные подлинники  комбинированных кадров, архитектурные разработки и планировки декораций. Это позволяет увидеть процесс становления замысла и его визуальное воплощение. В  Музее кино имеются также работы к театральным и телевизионным постановкам, в меньшей степени представлена живопись, графика и скульптура, так или иначе связанная с кино или жизнью кинематографистов.

Своеобразие Изофонда и в том, что она включает в себя материалы не только к поставленным, но и к неосуществленным фильмам. Эти эскизы, раскадровки, наброски уникальны, так как часто являются единственными источниками сведений о непоставленных картинах, которые тоже – часть истории кино. 

Внутри собрания в настоящее время можно выделить персональные коллекции мастеров, среди которых самыми крупными являются фонды Петра Галаджева, Василия Ковригина, Михаила Богданова и Геннадия Мясникова, Лидии Нови, Левана Шенгелия.

Особый раздел посвящен «рисующим кинематографистам»: в нем – графика режиссеров Сергея Эйзенштейна, Григория Козинцева, Бориса Барнета, живописные пейзажи юного Андрея Тарковского, портреты коллег по работе Александра Разумного, автошарж Марлена Хуциева, жанровые зарисовки Геннадия Шпаликова, коллажи и кукла, сделанные Сергеем Параджановым в лагере, зарисовки Георгия Данелии, эскизы типажей к "Городу женщин" Федерико Феллини, графические композиции Тонино Гуэрры, наброски Рустама Хамдамова к фильму "Анна Карамазофф". Оператор Константин Венц представлен шаржами на своих соратников 1930-1950-х годов, Сергей Урусевский -  живописью, Евгений Андриканис и Федор Проворов - операторскими зарисовками с места съёмок, Леван Пааташвили – графическими фантазиями.

Коллекция изофонда столь обширна, что все основные вехи в истории отечественного кинематографа (за исключением, увы, дореволюционного периода) могут быть представлены изобразительными материалами.


Кристина Юрьева



Кристина Юрьева

Родилась 4 июня 1970 года в городе Кишиневе. В 1993 году окончила киноведческий факультет ВГИКа (мастерская М.Власова, А.Медведева). В Музее кино работает с 1992 года в отделе изоматериалов.

 

О Музее и о себе

Пришла в музей в 1992 году, когда еще училась во ВГИКе, – на практику. Поскольку мы ходили в Киноцентр с самого образования музея – на просмотры, то знали, что в Музее кино интересно, но не очень хорошо представляли себе, насколько интересно. Пришла на практику – да так и осталась. После защиты диплома во ВГИКе у меня не было вопроса, куда идти работать, – просто перешла на полную ставку в штат.

Изофондом тогда занимался Виктор Воеводин, искусствовед по образованию, и я была у него в подмастерьях. Мы с ним на пару описывали эскизы художников, графику рисующих кинематографистов, карикатуры на «киношников».

Многие художники не подписывают свои работы, и нужно ориентироваться в фильмографии, в именах, в стилях, в почерках, чтобы определить, к какому фильму относятся те или иные эскизы. А потом надо заполнить научную карточку на каждый эскиз для музейного каталога. Надо оформить его хранение – переложить «листовой материал» (графику) особой микалентной бумагой, чтобы уберечь красочный слой от повреждения, уложить в конверт или папку, а затем в соответствующий металлический шкаф… Эскизы на подрамниках, тоже атрибутированные и каталогизированные, надо расставить в нужном порядке на стеллажах. И постоянно следить за режимом их хранения.

Чтобы комплектовать фонд, ездили к художникам, к их родственникам. Иногда бывали случаи, когда приходилось забирать работы из мусорных контейнеров. Так, нам позвонили соседи замечательной художницы: «Тут у нас во дворе лежат работы Эльзы Раппопорт». Ее наследники просто выбросили их, хотя знали о желании автора передать эскизы нам. Приходилось тут же брать машину и выезжать – спасать. Всякое бывало…

Самое удивительное в том, что Музею кино, созданному так поздно – в конце 1980-х годов, удалось собрать столь редкие, важные для истории искусства коллекции. Наиболее ценными представляются архивы основоположников отечественного кинодекорационного искусства: Владимира Егорова и Алексея Уткина. У нас хранятся эскизы декораций Егорова к фильмам "Красные партизаны" (1924), "Сердца и доллары" (1924), "Его призыв" (1925), "Саламандра" (1928) и даже эскиз костюма к знаменитому спектаклю МХТ «Синяя птица» (1908). У нас есть театральные эскизы Эйзенштейна и Козинцева 1921–1922 гг. В составе огромного архива Петра Галаджева, подаренного нам его дочерью Натальей, сохранились эскизы костюмов к балетным постановкам Льва Лукина «Этюды чистого танца» и «Еврейские танцы и пляски» (1922), блестящие шаржи 1920-х годов на кинематографистов. Среди раритетов фонда - эскизы костюмов Натана Альтмана к фильму «Еврейское счастье» (1925), эскизы декораций и наброски Василия Ковригина к «Октябрю» (1927) и «Генеральной линии» (1926/29) Эйзенштейна.

Есть авторы, перед которыми я всегда «снимаю шляпу». Когда к нам приходят люди по какому-то конкретному вопросу, иногда не могу удержаться и прошу отвлечься на одну минуту – не могу не показать наши сокровища. Среди таких шедевров – работы Владимира Егорова к фильму Альберта Гендельштейна «Лермонтов». У Егорова потрясающее чувство кинематографического пространства, возможно, в этой области он – фигура номер один, предугадавший многие новаторские открытия более позднего времени, в частности, стиль Орсона Уэллса.

В нашем собрании есть замечательные акварели Евгения Енея, питерского художника, работавшего с Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. В 30-е годы он был сослан в Казахстан и, практически не имея возможности работать в кино, просто рисовал, что видел вокруг: бычка, на которого птички сели, кошку, козлят, которые сошлись рогами в схватке, девушек-казашек на тропинке… Но это так талантливо нарисовано, это такие воздушные миниатюры, такая ювелирная работа, что смотришь и понимаешь: чтобы так владеть акварелью, нужно быть гением. Даже многие наши сотрудники, когда им хочется свежего впечатления, просто приходят и говорят: «Слушай, покажи Енея…»

Изофонд пополняется постоянно. Огромный архив художника по костюмам Лидии Нови передала ее сестра. Тут представлены практически все фильмы, над которыми Нови работала: «Андрей Рублев», «Тегеран – 43», «Бег», «Борис Годунов», «Берег»... Не успела его описать – поступил замечательный по уровню и по полноте фонд Левана Шенгелия. Следом – великолепные эскизы костюмов, созданные Ольгой Кручининой…

Моя задача – определить, какие эскизы к какой картине сделаны, дать названия каждому листу для каталога, содержательно описать его. Чтобы это сделать, нужно посмотреть или пересмотреть фильм. Если это не удается, я ищу сценарий или режиссерский сценарий, или литературную основу фильма. Описать коллекцию художника – дело очень кропотливое, но очень интересное.

Для меня кино – это не просто картинка, это трансформация мыслей и чувств в нечто зримое. Есть кинематографисты, созвучные твоей душе, есть такие, которыми ты восхищаешься, но их творчество «не задевает», а есть и такие, к которым ты сегодня равнодушен. Но всем им музейщики обязаны уделить равное внимание: это – части единой истории нашего искусства, и кто знает, как оценит их следующая эпоха.

Музей кино – место, где мы пытаемся сохранить все, что в свое время способствовало рождению фильма. Он же создается в совместной работе самыми разными людьми и самыми разными способами. Все имеет значение – замысел режиссера и игра актеров, стиль декораций и технические характеристики кинопленки... Есть подручные средства (наброски натуры, рисованные фоны, планы декораций, образцы тканей и т.п.), благодаря которым появился фильм и которые становится киногруппе ненужными, когда основная работа сделана. На студиях их, как правило, выбрасывают в мусор. Нам же они всегда важны, так как именно эти вещи помогают понять, как создавался тот или иной образ персонажа или эпохи, как художник нашел именно этот костюм, что в нем – определяющее: приметы времени? характер человека? драматургическая функция?

Наши фонды – это во многом кулисы кинематографа. Иногда здесь видишь то, чего никогда не увидишь в самой картине. Кино ведь не только синтетическое, но и коллективное искусство. Может, что-то не сложилось, не состыковалось, и какие-то части общей работы не попали в кадр. А иногда именно эти части – отдельно взятые – сделаны талантливее, чем фильм в целом.

Главное – то, что вся совокупность музейных коллекций и есть подлинная кинематографическая культура, которая является фундаментом всего будущего киноискусства, его сокровищницей и его школой.

Вот почему я пришла именно в Музей кино. Иначе и быть не могло, мне кажется. Родители тоже окончили ВГИК, все мое детство прошло на студии, на съемочной площадке. История кино увлекла давно и сразу. Хотелось знать больше, хотелось посмотреть как можно больше фильмов, понять их значение и предназначение.

Я всегда относилась к Музею, где работаю, как к своему второму дому. Здесь замечательный коллектив - и всегда был. Многие в силу обстоятельств ушли, но люди были уникальные. «На работу, как на праздник» - это про меня, и это «железно» работает на протяжении всех этих лет.

Все перипетии, происходившие с музеем, мы прожили вместе – и продолжаем работать.

Я желаю, чтобы Музею кино удалось вернуться в то состояние, какое было в период его рассвета, – от середины 90-х годов до выезда из здания Киноцентра. Музей в то время представлял собой нечто уникальное: это было необыкновенное место. Постоянные выставки и ретроспективы в нескольких залах, где ежедневно менялись фильмы, но сохранялись постоянные рубрики и программы. Только здесь простые зрители могли увидеть полную антологию мирового кино. Люди приходили не просто проводить время, но жить в пространстве интереса к кино, любви к кино. Пока ждешь сеанса, идешь смотреть выставку – и смотришь фильмы другими глазами. Все в Музее должно быть в едином пространстве: фильмы, экспозиции, фондовые хранилища, библиотека, холлы для дискуссий... Хочется, чтобы это вернулось…

Кристина Юрьева,

хранитель фонда изоматериалов.

e-mail: yuryeva@museikino.ru, kris0704@yandex.ru
 
Адрес дирекции: 119991, Москва, ул. Мосфильмовская, д 1, корп. 3 (фондовые отделы) Электронная почта: ,    

Подписаться на новости

Введите свой адрес в поле ниже

     
Загрузка...