Является самым большим по объему собранием Музея кино. Материалы фонда отражают вековую историю отечественного и, в меньшей степени, зарубежного кино в самых разных ее аспектах. Фототека собирает:
- негативы (оригиналы и дубль-негативы).
- авторское и рекламное фото
- слайды и открытки.
- срезки кинокадров, вошедших и не включенных в монтаж фильма, а также
срезки несохранившихся фильмов.
Тематически Фототека Музея кино делится на следующие разделы:
Портретная галерея кинематографистов
Дает представление не только об эстетике искусства фотопортрета, но включает материалы, отражающие творческую и личную жизнь деятелей кино. Кинематографисты запечатлены на различных мероприятиях (кинофестивалях, семинарах, встречах со зрителями и коллегами, занятиях со студентами во ВГИКе), в кругу семьи и друзей. Ценные свидетельства этого принципа комплектования - авторские отпечатки актерских портретов, сделанных оператором Жозефом Мартовым; фотосессия Михаила Ромма, выполненная Борисом Балдиным. Фотоматериалы, биографические материалы и портреты из архивов режиссера Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского.
Коллекция авторских негативов - это портреты кинематографистов, снятых фотографами Вайлем, Тер-Ованесовым, Голдобиным, Виленкиным, Гершманом по заказу Бюро пропаганды советского киноискусства в 1950-1980-е гг.
Фотопробы актеров
Обычно эта совместная работа фотографа и гримера дает возможность увидеть процесс поиска света и грима при создании образа персонажа будущего фильма и определяет конечный выбор режиссером того или иного актера на роль. Например, фотопробы к фильмам «Иван Грозный (1944-1945 г.) С. Эйзенштейна; «Свадьба» (1944 г.) И. Анненского; «Жертвоприношение» (1986 г.) А. Тарковского, выполненные в разной фотографической стилистике - интересны сегодня как свидетельства кропотливой работы над образами героев будущих фильмов.
Рабочие моменты киносъемок
в том числе выбора натуры и освоение декораций. Наши раритеты:
фото типажей и пейзажей, различных бытовых предметов из архива режиссера Льва Кулешова и художника Петра Галаджева, снятые в Таджикистане в 1935 г., позволяют увидеть замысел неосуществленной постановки фильм «Дохунда»;
- фотограф Виктор Мурашко, который работал с режиссером А. Тарковским почти на всех картинах, не ставил своей целью чисто техническую фиксацию съемочного процесса, но всегда создавал особый ракурс, выбирая эмоциональным центром фигуры режиссера и оператора за кинокамерой.
Кадротека
Включает в себя срезки с кинопленки (негативные и позитивные) и фотоотпечатки с них:
- пробы пленки, т.н. «сайнексы», сделанные великими операторами Андреем Москвиным, Сергеем Урусевским. Эти материалы дают возможность увидеть работу по определению композиции кадра будущего фильма и установки света;
- фотоотпечатки со срезок, не включенных в окончательный монтаж картины. Непосвященным все это может показаться незначительным. Но среди хранимых эпизодов есть «Зеркальная комната» - сцена, не включенная А. Тарковским в фильм «Солярис». Существующая автономно она служит примером взыскательности и художественной требовательности режиссера, дополняет историю создания фильма;
- монтажные срезки (малые, всего в несколько кадров фрагменты кинопленки, которые при монтаже выбрасываются в корзину), а также случайно сохранившиеся фотографии, которые иногда служат единственным источником нашего знания об утраченных фильмах. Так, например, срезки фильма Абрама Роома «Ухабы» (1928 г.) дают сегодня возможность восстановить зрительный ряд фильма по эпизодам, получить представление о сценах, декорациях, облику персонажей.
Фотореклама
- большое собрание комплектов рекламных фотографий (кадров из фильмов, портреты актеров в ролях, портреты членов съемочных групп), которые в обязательном порядке выпускались фабрикой «Рекламфильм» и сопровождали выход в прокат всех советских фильмов (игровых и документальных) в период 1930-1980-х гг.
В обычной практике кинопроизводства на каждом фильме работает фотограф, его фотосъемка используется при производстве рекламных фотографий. Фотографы, осуществлявшие такую съемку, были настоящими мастерами своего дела: Владимир Мурашко, Борис Бал дин, Виктор Кречет, Евгений Шахров, Валерий Кузин. Рекламные фотографии, выполненные ими, характеризуются равновесием между близостью к стилистике операторской работы и таким построением фотокадра, при котором его статичность вбирает в себя динамику кинодействия.
Отличный от кинокадра композиционный рисунок, благодаря, как правило, не горизонтальной, а вертикальной композиции, делает фотокадр более «собранным» и острым - это почерк Виктору Домбровского, в ставших классикой, неоднократно публиковавшихся кадрах из фильма «Иван Грозный».
Летопись киножизни
- фотоматериалы по темам: кинофестивали, премьеры кинофильмов, съезды кинематографистов, события общественной жизни, связанные с кинематографом;
- работы фотографов Галины Кмит, Игоря Гневашева, Николая Гнисюка, сделанных в жанре репортаж, вошли в альбом «История Московского международного кинофестиваля в фотографиях. 1959-2002 гг».
Фотографии событий общей истории и культуры
- собрание фотографий фронтовых кинооператоров, снимавших Великую Отечественную войну, дает уникальную возможность видеть их, запечатленных своими коллегами во время боевых действий.
Мы храним личные архивы Абрама Кричесвкого, Павла Касаткина, Аркадия Левитана, Михаила Посельского, Дмитрия Рымарева, Семена Школьникова;
- коллекция исторических фотографий, собранная художником Яковом Ривошем (улицы и проспекты Москвы и Петербурга, экстерьеры и интерьеры дворцов, особняков и различных зданий, витрины магазинов, типажи и одежда всех сословий - той России, которой уже нет — России начала XX века).
Собрание открыток
- фотографические и полиграфические открытки-портреты русских кино- и театральных актеров 1910-1920-х гг.;
- комплекты открыток популярных актеров зарубежного кино 1920-1930-х гг.;
Ценность представляют рекламные комплекты открыток-малюток (Германия, 1930-е годы) из-за их чрезвычайной редкости, открытки с изображением актеров советского кино1950-1980-х гг., выпущенных региональными отделениями Бюро пропаганды советского киноискусства. Это работы известных фотографов: Тер-Ованесова, Вайля, Голдобина, Гершмана, Виленкина.
В каждом из разделов хранения Фототеки есть уникальные материалы и коллекции, представляющие исторический и научный интерес. Невозможно все перечислить, назовем лишь самые значительные:
Архивы режиссеров
Александра Медведкина (фотоматериалы по Кинопоезду, 1930 г.;
Игоря Савченко (негативные и позитивные срезки несохранившихся
фильмов «Никита Иванович и социализм» 193 I г., «Люди без рук» 1932 г.;
Сергея Эйзенштейна (рекламные фото, рабочие моменты съемок, портреты);
Андрея Тарковского (биографические материалы, фотографии, негативы к
антологии всех фильмов).
Романа Кармена (уникальные материалы о работе режиссера в Испании в
1937-1939 гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945-е гг.;
материалы, связанные с автопробегом Москва-Кара-Кум-Москва 1930-е голы
и др.)
Михаила Ромма (рабочие моменты съемок фильмов, фото из семейного
альбома)
Архивы операторов
Александра Левицкого (фотоматериалы по отечественному кино 1910-х гг.);
Андрея Москвина и Константина Венца (Венценосцева) (стеклянные и
пленочные негативы);
Сергея Урусевского (позитивные срезки-сайнексы);
Анатолия Головни и Леонида Косматова - биографические и рабочие
материалы по всем фильмам, на которых они работали;
Виктора Домбровского - фотопробы, рабочие моменты съемок к фильму
«Иван Грозный», позитивные срезки к 3-й серии фильма.
Архив Центральной студии документальных фильмов - большое собрание
документальных фотоматериалов, которые являются уникальным
свидетельством жизни страны советского периода.
Архивы киноведов
Николая Лебедева - кадры из несохранившихся фильмов 1920-х гг.; Виктора Листова- материалы по документальному кино; Александра Кукаркина - большое собрание рекламной продукции по зарубежному кино, в частности к фильмам Чарли Чаплина
Архивы актеров
Любови Орловой, Олега Даля, Олега Янковского, Иннокентия Смоктуновского, Лидии Смирновой, Нины Алисовой (оригиналы и пересъемки).
Ценнейшая коллекция «стереопар» 1900-1910 г.г. с изображением столиц стран мира, памятников истории, архитектуры, типажей и ландшафтов из личного архива известного кинорежиссера Г. Рошаля, переданная в дар Музею его внуком.
В начале 1990-х годов Музею были переданы материалы архива Центральной студии документальных фильмов, связанные с кинооператорами, участвовавшими в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.
Собрание Фототеки Музея кино дает возможность проследить историю развития отечественного кинематографа. Получить представление о том, как создается фильм от замысла до завершения в периоде всего кинопроцесса.
Кушнерова Марианна Алексеевна![]() Кушнерова Марианна Алексеевна, старший научный сотрудник Государственного центрального музея кино. Выпускница киноведческого факультета ВГИК и Высших курсов сценаристов и режиссеров, Марианна Алексеевна работает в Музее кино с первых лет его существования, с 1987 года. Общий стаж работы в Музее 24 года. Марианна Алексеевна пришла в Музей после периода практической работы в кинематографе (она снялась в главной роли Дуни в пушкинской экранизации «Станционного смотрителя» режиссера С. Соловьева) и сразу же включилась в общемузейную научную работу. Она взяла на себя огромный труд по разбору и каталогизации самого большого по объему фонда Музея – фотофонда. Став хранителем этого фонда, она успешно организовала атрибутирование неопознанных фотоматериалов по истории кино, продолжает комплектование имеющихся и новых коллекций. В частности, она собрала киноматериалы, отражающие творческую деятельность замечательного режиссера Андрея Тарковского, которые составили одну из самых интересных коллекций Музея. Сегодня она активно консультирует киноведов и средства массовой информации, помогает приходящей в Музей молодежи в овладении профессией. Марианна Алексеевна является членом Союза кинематографистов России с 1999 года. e-mail: kushnerova@museikino.ru |
Беккер Анна Исааковна![]() Беккер Анна Исааковна, родилась в 1933 году. Закончила экономический факультет ВГИКа. Работала на киностудии им. Горького в качестве ассистента режиссера на картинах "Пароль не нужен" (реж. Б. Григорьев), "Преступление и наказание" (реж. Л. Кулиджанов), в качестве второго режиссера на картинах "Переступи порог", "Москва - Кассиопея" и "Отроки во вселенной" (реж. Р. Викторов), "Хуторок в степи" и "Сильнее всех иных велений" (реж. Б. Бунеев), "Личное дело судьи Ивановой" (реж. И. Фрэз) и других. Член Союза кинематографистов России. e-mail: abekker@museikino.ru |
Кибальникова Валентина Александровна![]() Кибальникова Валентина Александровна, родилась 14 марта 1933 года. В 1955 году закончила Московский университет им. Ломоносова, филологический факультет. В 1964 году закончила аспирантуру при кафедре кинодраматургии ВГИКа. С 1956 по 1964 г. работала во ВГИКе, а с 1964 - на киностудии им. Горького в качестве редактора. Среди фильмов с ее участием - "Шестой" (реж. Гаспаров), "Смотри в оба" (реж. Э. Уразбаев), "Дамское танго" (реж. С. Мамилов), "Инспектор ГАИ" (реж. Э. Уразбаев) и другие. Член Союза кинематографистов России. e-mail: vkibalnikova@museikino.ru |
Пшеничная Людмила Андреевна![]() Пшеничная Людмила Андреевна, родилась 13 февраля 1934 года. Закончила Педагогический институт в Москве, режиссерский факультет. С 1953 по 2003 год работала на киностудии им. Горького (помощником, ассистентом режиссера, вторым режиссером). Среди картин с ее участием - "Тихий Дон" (реж. С. Герасимов), "Отчий дом" (реж. Л. Кулиджанов), "Две жизни" (реж. Л. Луков), "Морозко" (реж. А. Роу), "Человек в зеленой перчатке" (реж. Н. Экк), "Вчера, сегодня и всегда" (реж. Я. Базелян), "Посейдон спешит на помощь" (реж. С. Косовалич), "Похищение века" (реж. В. Макаров), "Под знаком Скорпиона" (реж. Ю. Сорокин), "Козленок в молоке" (реж. В. Нахабцев), "Кармен" (реж. А. Хван) и другие. Член Союза кинематографистов России. e-mail: kpshenichnaia@museikino.ru |
Тремасов Алексей![]() Родился 24 февраля 1973 года. В 1990-1991 учился на литфаке Орехово-Зуевского педагогического института. В 2009 году поступил на заочное отделение сценарно-киноведческого факультета ВГИКа (мастерская Л.Б. Клюевой). С февраля 2005 года сотрудничает с Гильдией актеров кино России. С января 2009 года - сотрудник Музея кино. Автор сайта об актерах советского кино: tremasov.ucoz.ru e-mail: tremasov@museikino.ru |
Курбатова Ксения Геннадьевна![]() Курбатова К. Г. Родилась 27 декабря 1977 в Москве. С 1995 года работает в Музее кино. В 2004 году окончила киноведческий факультет ВГИКа. e-mail: kkurbatova@museikino.ru |