Предметно-мемориальный фонд Задача фонда - собирание, хранение и изучение разнообразной предметной среды кинематографа и вещных реликвий его истории. В настоящее время фонд насчитывает 2120 единиц хранения основного фонда и 2520 единиц научно-вспомогательного фонда, разнообразных по типу и назначению. В соответствии с характером предметов в фонде сформированы «блоки» из разнородных, но типологически связанных материалов, которые со временем выделятся в самостоятельные фонды.
Предметы художественного оформления фильмов В этом блоке собраны костюмы к фильмам и их детали, созданный на студиях реквизит и подлинные вещи (мебель, бытовые предметы и изделия прикладного искусства), макеты декораций, макеты для комбинированных съемок. Среди костюмов уникальны 9 вещей из костюмного комплекса к шедевру С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный», в коллекции реквизита выделяются вещи из фильма Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Есть и подлинные костюмы начала ХХ века – эпохи становления кино: фраки, цилиндры, дамские платья с аксессуарами. Среди макетов – выразительная натурная декорация для фильма А.Н. Митты «Затерянный в Сибири». Характерные макеты для комбинированных съемок – парусные корабли из «Отелло» С.И. Юткевича и «Садко» А.Л. Птушко, макет карусели из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!». Особый интерес представляет модель действовавшего в 1932-1935 годах «Кинопоезда» А.И. Медведкина: это киностудия на колесах, с монтажной, лабораторией, кинозалом и даже гаражом. Мемориальные коллекции Музей собирает и хранит личные вещи, принадлежавшие известным деятелям кино, «орудия творчества» операторов и художников, скульптурные портреты видных кинематографистов, призы, медали и другие награды, присужденные фильмам и их создателям. В этой группе - керамика, собранная В.И.Пудовкиным, орден Красной Звезды и вещи с письменного стола Дзиги Вертова, гитара Б.В.Барнета, бюсты С.М.Эйзенштейна, Л.В.Кулешова, М.Донского, светофильтры А.Н.Москвина, «Ника» И.М.Смоктуновского, палитра Г.А.Мясникова. Бесценны реликвии, связанные с кинематографистами, снимавшими на фронтах Великой Отечественной войны: ручные кинокамеры и операторские приспособления, гимнастерки и плащ-палатки, светильники из гильз и котелки… Вещи, документы, фотографии фронтовых операторов были собраны в свое время на Центральной студии документальных фильмов и в 1993 году переданы Музея кино. В этой предметной группе – «Оскар», присужденный фильму Ильи Копалина и Леонида Варламова «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (1942). Уникальны 4 больших барельефа на темы кино, созданные скульптором В.С. Лемпортом для неосуществленного проекта оформления кинотеатра «Октябрь». В фонде хранятся и коллекции виниловых пластинок, в которых центральное место занимают записи киномузыки и песен из фильмов, а также пластинки с «устными рассказами» М. И. Ромма, с записями выступлений Любови Орловой и Валентины Караваевой, диск, посвященный Василию Шукшину и другие пластинки, связанные с кино… К ним примыкает аппаратура, на которой можно слушать эти записи: патефоны со специальными чемоданчиками для хранения пластинок, и радиола 1960-х годов. |
Малая Эмма Рафаиловна![]() Малая Эмма Рафаиловна, родилась в Москве. Художник по костюмам на киностудии им. Горького. Работала более чем на тридцати пяти картинах: "Офицеры" (реж. В. Роговой), "Однажды 20 лет спустя" (реж. Ю. Егоров), "Шел четвертый год войны" (реж. Г. Николаенко), "Герой нашего времени" (реж. С. Ростоцкий)... С 2000 года - в Музее кино. Предметно-мемориальный фонд на данном этапе совмещает самые разнородные коллекции. По мере накопления предметов и, надеюсь, после появления у Музея кино собственного здания со специализированными хранилищами каждый блок выделится в самостоятельный фонд. Это уже случилось с кинофототехникой, поначалу входившей в предметный комплекс: когда количество предметов техники превысило 500 единиц хранения, было принято решение обособить его, сохранив номера экспонатов в музейной Книге поступлений, но изменив их инвентарные номера. На очереди – выделение растущего фонда кинокостюмов… По профессии я – художник по костюмам, много лет работала на Киностудии имени Горького, в Музей кино пришла, когда готовилась выставка моей старшей коллеги, замечательного художника Эльзы Раппопорт, - и осталась в нем работать: взяла на себя комплектование, каталогизацию, научное описание и хранение Предметно-мемориального фонда. Когда на моих руках оказалась кинофототехника – я была несколько озадачена, хотя работая на многих фильмах, имела общее представление о съемочной и пр. аппаратуре и техническом процессе съемки. Но здесь нужно было быстро понять структуру и хронологию кинотехники, освоить терминологию и грамотное описание, применить системный подход для формирования коллекции. Помог мне во все это вникнуть уникальный специалист, в том числе и по ранней и кинотехнике, и редкий энтузиаст Юрий Петрович Похитонов со студии «Центрнаучфильм». Консультировалась я и операторами, и с инженерами из НИКФИ, и с коллегами из Политехнического музея. В моем распоряжении книги по операторскому мастерству, а также старые и новые, изданные зарубежными киномузеями, каталоги их коллекций фото- и кинотехники. Все это стало мне очень интересно, я поняла, что это истинно музейные экспонаты, которые необходимо сохранить как важнейшую часть истории кинематографа.. Для пополнения коллекции, особенно по ранней кинотехнике, я познакомилась с коллекционерами. Появилась возможность прибрести очень редкие экспонаты. Много разнообразной кинотехники было получено и с киностудий. Фонд постоянно пополняется дарами от операторов и других кинематографистов. Так я стала хранителем сразу двух разных, но в конечном счете взаимодополнительных фондов. Ведь в нашем музее кинотехника находится в ином контексте, чем, скажем, в Политехническом. Там она – одно из великих изобретений XIX-XX веков, которое позволяет запечатлеть и сохранить на века движущееся и звучащее изображение. У нас она – часть единого кинопроцесса, она - техническое обеспечение художественного замысла (даже в документальном кино – в искусстве передать реальность). В Музее кино кинотехника собирается, изучается и экспонируется как неотъемлемое слагаемое кинокультуры – наряду с режиссерскими разработками и эскизами декораций, сценариями и фотографиями, костюмами и памятными вещами… Коллекций такого плана по истории и искусству кино нет ни в каких других музеях нашей страны (отчасти лишь в музеях некоторых киностудий есть ценные, но разрозненные, иначе хранимые и редко выставляемые материалы). И наши фонды не уступают собраниям зарубежных музеев кино ни по значимости, ни по эстетическому уровню. Вот несколько примеров из обоих фондов, которыми я занимаюсь. В коллекции костюмов подлинное сокровище мирового уровня – костюмы из «Ивана Грозного» Сергея Михайловича Эйзенштейна: боярские шубы и душегреи, кафтан опричника, колет пажа, шутейный наряд «халдея». К сожалению, костюмы эти сохранились не в полном комплекте, но и те части, которые сохранилось, уникальны. Они были созданы на Центральной Объединенной студии в Алма-Ате в 1942-1943 годах, в чрезвычайно трудных условиях, по эскизам выдающихся художников Всеволода Воинова, Лидии Наумовой, Марии Сафоновой в костюмерно-пошивочном цехе под руководством выдающегося мастера мужского костюма Якова Ильича Райзмана. Изготовленные из подлинных исторических материалов – парчи, бархата, церковных тканей XVIII-XIX веков, они чудом сохранились, но требовали очень серьезной реставрации, которая и была проведена специалистами самой высокой квалификации. Теперь костюмы имеют прекрасный экспозиционный вид… Замечательно выразительные – исторически и этнографически точные, четкие по силуэту, романтичные по духу костюмы из фильма Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени», созданные по эскизам Эльзы Раппопорт, великодушно передала музею Киностудия им. Горького… У нас хранятся три отличные работы художника по костюмам Натальи Полях. Тонко передают эпоху (XVI век во Франции) костюмы главных персонажей романов А.Дюма-отца «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Они были экранизированы для телевидения в 1993-1996 году, и после завершения фильма актер и продюсер Сергей Жигунов подарил нам вместе с костюмами игровой реквизит, предметы мебели, большие живописные гобелены. А режиссер Александр Прошкин передал в музей после окончания фильма «Русский бунт» (по «Капитанской дочке» Пушкина) костюмы, за которые Наталью Полях наградили «Никой». Тут военная униформа Пети Гринева, платья Маши Мироновой, костюм Екатерины II, мундиры ее генералов, простые костюмы казаков и крестьян, а также бутафория: старинные ружья, шашки, пистолеты и даже кандалы, в которые был закован Пугачев… В конце 2010 года продюсер Олег Чамин и режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич сделали щедрый подарок – большой комплекс костюмов и реквизита из популярного фильма «Возвращение мушкетеров». В другом «блоке» фонда – предметы и мебель, связанные с именами крупных мастеров кино и подаренные нам их родными. Так, Наталья Борисовна Кузьмина передала музею обстановку городского кабинета Михаила Ильича Ромма с деревянным бюстом, который он создал в молодости, с магнитофоном, на который записывались его устные рассказы, с подарками друзей и ставших знаменитыми учеников. Она привезла нам также стол, стулья и верстак с дачной веранды: они замечательны не только тем, что сделаны руками самого режиссера – вокруг них собирались его студенты по ВГИКу и молодые, приезжавшие из всех республик режиссеры – творцы кинематографической «оттепели», которых он защищал от «партийного руководства» … Хранятся у нас и монументальный резной стол Романа Кармена, и старинное «шведское» бюро оператора Якова Толчана, и ампирный зеркальный шкафчик – его мы получили от вдовы Георгия Милляра вместе с элегантным цилиндром и… с резной палкой Бабы Яги, которую актер великолепно играл. Для будущей экспозиции Музея кино хранятся вещи, принадлежавшие нашим знаменитым актерам: кепочка и гармошка, с которыми выступал Николай Крючков, талисман Нины Алисовой кукла-цыганка, модель морского судна «Иван Переверзев», названного в честь актера. И подаренная режиссеру Сергею Васильеву бурка – такая же, как знаменитая чапаевская. Одна из жемчужин фонда – стенной шкафчик из дома на Щипке, связанный с детством и юностью Андрея Тарковского: он подарен его сестрой Мариной Арсеньевной. В разделе «Памятные знаки» – призы за документальные и художественные фильмы, среди которых «Летят журавли», «Да здравствует Мексика!», «Сережа», «Прощайте, голуби», «Долгая счастливая жизнь» и многие другие. В научно-вспомогательном разделе собираются кинематографические значки, коллекции советских и зарубежных почтовых марок, связанных с кино, открытки, кинокалендари, сувениры с кинотематикой – часть той «массовой продукции», которая показывает необычайное влияние кино на вкусы людей и повседневную жизнь в ХХ века. e-mail: malaja@museikino.ru |