Райнер Вернер Фассбиндер - биография

18 ноября 2009, 20:36
Райнер Вернер Фассбиндер (нем. Rainer Werner Fassbinder) родился 31 мая 1945 года в Бад-Верисхофене, умер 10 июня 1982 года. Он был, несомненно, самым продуктивным режиссёром Нового немецкого кино. За 13 лет работы в театре, кино и на телевидении Фассбиндер успел снять более 40 кинофильмов и поставил примерно столько же театральных спектаклей и телесериалов. Его стереотипным ответом на вопрос об усталости было: "Высплюсь, когда похоронят". Он успел поработать актером в кино и театре, сценаристом, оператором, композитором, дизайнером, редактором, монтажёром, продюсером и менеджером.

В деятельности Фассбиндера всегда была мощь провокации. Его феноменальная творческая энергия во время работы дико контрастировала с саморазрушительной распущенностью, что, в общем, и снискало ему репутацию enfant terrible Нового немецкого кинематографа одновременно с признанием имени Фассбиндера как его центральной фигуры. Он устанавливал почти личные отношения с актёрами и техниками, которые формировали вокруг него своего рода суррогатную семью. Его картины демонстрируют глубокую чувствительность к социальным аутсайдерам и ненависть к узаконенному насилию. Он безжалостно нападал на немецкое буржуазное общество и секуляризованные принципы гуманности.

Родившись в культурной буржуазной семье, Фассбиндер не мог похвастаться благополучным детством. Он много раз в различных интервью выражал сожаление о том, как прошли его ранние годы. "Мое детство - это не детство, которое было у Трюффо. Это не было испорченное детство, правильнее было бы сказать, что детства у меня не было вообще". Может быть, именно поэтому в своих работах он уделял так мало внимания этому периоду человеческой жизни. Не хотел вспоминать.

В возрасте трёх месяцев родственники отца увезли его в деревню, поскольку его родители опасались, что он не переживет зиму с ними: квартира в Мюнхене не отапливалась, в окнах не было стёкол. Мать увидела сына снова, когда тому исполнился год.

Мать Фассбиндера, Лизелотт Пемпейт (1922-1993), была родом из Данцига (ныне Гданьск), который был занят русскими, поэтому её родственники приехали к ним в Мюнхен. В доме Фассбиндеров было так много людей, что мальчику трудно было разобраться в обстановке и понять, кого слушать. С 1946 до 1951 года Фассбиндер жил с обоими родителями. Он был их единственным ребёнком. Его отец, Гельмут Фассбиндер, врач-хирург видел карьеру сына в области литературы. Он хотел, чтобы энергичная и страстная натура мальчика проявила себя в поэзии. Однако у отца Райнера были дети от предыдущего брака, и он не проявлял большой заботы по отношению к младшему сыну. Не делала этого и Лизелотт, которая помогала мужу в его медицинской практике.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, его родители развелись. Ребёнок остался жить со своей матерью. Погружённая в собственные переживания, болевшая туберкулёзом Лизелотт практически не занималась воспитанием сына. Дома он был вынужден сталкиваться с молодым любовником матери - журналистом Вольфом Эдером, который в 1957 году станет его отчимом. Фассбиндеру часто давали деньги, чтобы он шёл в кино. Впоследствии он будет утверждать, что видел по фильму почти каждый день, а иногда и больше - по три или четыре: "Кино было моей семейной жизнью, которой у меня не было дома".

Потом была школа-интернат, из которой он постоянно сбегал. В возрасте пятнадцати лет он переехал в Кёльн, чтобы остаться жить у своего отца. Он задержался там на пару лет, ходил в вечернюю школу и зарабатывал на жизнь временными подработками и помогая отцу. В это время Фассбиндер пишет короткие пьесы, стихи и рассказы, посещает гей-бары.

В 1963 году Фассбиндер вернулся в Мюнхен. По совету своей матери, он берёт уроки актёрского мастерства, а с 1964 года занимается в актёрской школе-студии Фридля Леонгарда. Там он встречает Ханну Шигуллу, которая станет одной из его ведущих актрис. В это время он делает свой первый восьмимиллиметровый фильм, успевает поработать как актер, помощник директора и звукорежиссер, а также пишет трагикомическую пьесу: "Капли на раскалённых скалах" (в 2000 году Франсуа Озон представит фильм "Капли дождя на раскалённых скалах" по этому сценарию на Берлинском кинофестивале). Для поступления в немецкую академию кино и телевидения в Берлине Фассбиндер представил киноверсию своей пьесы "Параллели" и другие свои восьмимиллиметровые плёнки, в том числе "Эта ночь" (в настоящее время потеряна), но не был принят. Вместе с ним не поступили еще два впоследствии известных режиссера Вернер Шретер и Роза фон Праунхайм.

В 1967 году Фассбиндер присоединяется к мюнхенскому "Акцион-театру", где он пробует себя в роли актёра, режиссёра и сценариста. А через два месяца он становится его руководителем. В апреле 1968 года Фассбиндер поставил свою первую пьесу "Катцельмахер" - это история греческого рабочего, который становится объектом расовых, сексуальных и политических вспышек ненависти у баварских мужчин, оказывая при этом странное, тревожное очарование на женщин. Несколько недель спустя, в мае 1968 года, театр был расформирован. Коллектив своевременно преобразовался в Антитеатр (Аntiteater) под руководством Фассбиндера.

Фассбиндер использовал свой театральный опыт в качестве плацдарма для дальнейшей работы в кинематографе. Он находился под сильным влиянием Verfremdungseffekt (эффект очуждения Брехта) и "Новой волны" французского кино, особенно годаровских "Безумного Пьеро" (1965) и "Уикенда" (1967). Фассбиндер рано начал развивать свои методы "быстрой работы". Благодаря тому, что он отлично знал своих актеров и техническую команду, Фассбиндер мог снимать до пяти фильмов в год с низким бюджетом. Это позволило ему успешно конкурировать в борьбе за государственные субсидии, необходимые для дальнейшей работы.

В отличие от картин других крупных представителей нового немецкого кино, Фолькера Шлендорфа, Вернера Херцога и Вима Вендерса, которые сразу начали с кинематографа, в фильмах Фассбиндера были видны театральные истоки. В театре он научился контролировать все этапы производства, начиная от написания пьесы и режиссуры спектакля до управления театром. Эту универсальность он привнёс и в кино, где в дополнение к некоторым из вышеупомянутых обязанностей Фассбиндер участвовал в сочинении музыки к фильмам, работал как художник, оператор, монтажёр, редактор и продюсер.

К 1976 году Фассбиндер получил международную известность, призы на крупных кинофестивалях, премьеры и ретроспективы в Париже, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе; Тони Рэйнс (Tony Rayns) опубликовал свои исследования по его творчеству. Всё это сделало имя Фассбиндера узнаваемым в кругу синефилов и в студенческих аудиториях во всем мире. Он жил в Мюнхене (когда не путешествовал), арендовал дом в Париже (с бывшей женой Ингрид Кавен), его можно было увидеть в гей-барах Нью-Йорка, что вкупе с его провокационными фильмами придавало ему культовый статус героя со спорной репутацией.

В творчестве Фассбиндера принято выделять три различных этапа. Первые фильмы 1969-1971 годов были продолжением его работы в театре. Как правило, режиссёр снимает статичной камерой и намеренно строит "театральные" диалоги.

Второй этап, который привлёк к режиссёру международное внимание, связан с фильмами, в которых Фассбиндер иронически обыгрывает стиль мелодрам Голливуда 50-х годов (в частности, реминисцентный эффект, напоминающий о лентах Дугласа Сирка). В этих фильмах Фассбиндер исследовал глубоко укоренившиеся политические и классовые предрассудки общества, нетерпимость в отношении расы, пола, сексуальной ориентации, присущие обществу, а также поднял вопрос о фашизме в повседневной жизни семьи и дружеских отношениях.

Последние фильмы - примерно с 1977 года до его смерти - были более разнообразными, с международным актёрским составом. Режиссура Фассбиндера становится всё более и более своеобразной, начиная с выбора предмета ленты и заканчивая авторским взглядом ("Замужество Марии Браун" (1978), "Третье поколение" (1979), "Кэрель" (1982). Он также ясно сформулировал тему женщины в постфашистской Германии в своей трилогии: "Замужество Марии Браун", "Тоска Вероники Фосс", "Лола".

Во время съёмок своего последнего фильма "Кэрель" Фассбиндер, чтобы не выбиваться из жесткого графика и не сбавлять бешеный темп работы, прибегал к помощи допинга: алкоголя и наркотиков. Это не могло не сказаться на его здоровье и продолжаться бесконечно.

В ночь с 9 на10 июня 1982 года его нашли мёртвым перед включенным телевизором с сигаретой в зубах. Рядом лежал сценарий будущего проекта о Розе Люксембург. Прошло ровно десять дней после его тридцать седьмого дня рождения. Фассбиндер умер от сердечной недостаточности в результате смертоносного взаимодействия снотворного и кокаина. Его смерть часто рассматривается как начало конца эпохи Нового немецкого кино.

В одном из последних интервью Фассбиндер говорил: "Я боюсь умирать, потому, что когда все придет к концу, то, возможно, станет ясно, что все, что человек делал, было бессмысленно". Сам он хотел построить дом из своих фильмов: "Одни будут его подвалом, другие окнами…" И он надеялся, что "в конечном итоге получится дом". Наверно, для семьи, которую Фассбиндеру в какой-то момент заменило кино.

ВКонтакте
Facebook
Twitter
Мой мир на Мail.ru
Яндекс.Закладки
Google Reader
 

Начало

 
Адрес дирекции: 119991, Москва, ул. Мосфильмовская, д 1, корп. 3 (фондовые отделы) Электронная почта: ,    

Подписаться на новости

Введите свой адрес в поле ниже

     
Загрузка...