КАК МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ ОЛИМПИЙЦАМИ СТАЛИ / Мультипликация к Олимпиаде-808 февраля 2014, 17:52
|
||
К открытию Олимпиады в Сочи журнал "Сеанс" опубликовал на сайте статью научного сотрудника Музея кино Георгия Бородина о вкладе советских мультипликаторов в проведение Олимпиады-80 из 55-57 номера журнала. Мы републикуем статью о мультипликационных "олимпийских" фильмах, снабдив ее большим количеством иллюстративных материалов из фондов Государственного центрального Музея кино, личных архивов режиссеров и собрания автора статьи.
КАК МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ ОЛИМПИЙЦАМИ СТАЛИ
Для советской мультипликации умение учитывать конъюнктуру (в том числе политическую) и использовать продиктованный ею материал для выражения собственных творческих идей и задач было явлением естественным. Большей частью – по инициативе "сверху" (но иногда и по собственной воле) аниматоры откликались на юбилеи Пушкина, Чехова, Некрасова, Вашингтона Ирвинга, кончину Пабло Неруды, 800-летие Москвы, юбилеи комсомола и пионерской организации, плана ГОЭЛРО, Куликовской битвы, АСИФА, 20-летие советского кино, 100-летие Ленина, 150-летие Энгельса и почти на каждый юбилей Октябрьской революции. Подобные темы резервировались в темплане, чтобы не свалиться как снег на голову сотрудникам киностудий. Кроме того, надо вспомнить, что в истории советской мультипликации было три периода, когда она была насквозь "конъюнктурна", публицистична и пыталась откликаться на "злобу дня", порой – буквально на каждый "чих" политической и общественной жизни. Когда подобные фильмы или мотивы доминировали среди анимационных произведений. Это – 1923-35 гг., 1941-43 гг. и Перестройка. Причём, если первые два периода отразились в мультипликации скорее прямолинейно – плакатно или карикатурно, то события Перестройки отражало уже зрелое искусство, умеющее пользоваться сложным образным языком. Но и в промежутках между этими периодами мультипликаторы откликались на: подвиг Папанинцев, полёт Гризодубовой, Расковой и Осипенко, события на Дальнем Востоке, войну в Испании, оккупацию Германией Чехословакии, присоединение к СССР Западной Украины, Западной Белоруссии и части Финляндии, постановление 1940 г. об усилении производственной дисциплины, "великий сталинский план преобразования природы", достижения в производстве хлопка, добыче угля и металла, "план Маршалла", борьбу с космополитизмом, "кукурузную" кампанию, Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, планы химизации промышленности, запуск первого спутника, полёты Гагарина и Титова, денежную реформу 1961 года, XXII съезд КПСС и принятие новой партийной программы, хрущевскую антирелигиозную кампанию, борьбу с абстракционизмом, с додекафонией и "конкретной" музыкой, на освобождение народов Африки от колониализма, идеологию "народного капитализма", достижения советских атомщиков, войну во Вьетнаме, подписание договора между СССР и ФРГ, политику разрядки, освоение Нечерноземья, сибирские стройки – и многое другое… Были и более масштабные правительственные "заказы" - мультоформление доклада Куйбышева о планах первой пятилетки, для которого были мобилизованы мультипликаторы всех московских студий, или хрущевские заказы на создание мультипликации для панорамных и кругорамных фильмов, чтобы "догнать и перегнать Америку". Вот разве что к тематике Великой Отечественной войны аниматоры обращались почти всегда не "к дате", а по другим, более существенным и глубоким, причинам. Так что подобные проекты 1990-2000-х годов (фильмы к юбилеям Москвы, Пушкина, Гоголя, Чехова и др.) имеют богатую предысторию. Даже экранизации фольклора народов "братских стран" очень часто диктовались сиюминутными политическими соображениями. В результате по мультипликационным фильмам, как и по карикатурам, можно писать историю страны. И одной из важнейших страниц в этой "истории" является участие мультипликаторов в подготовке к Московской Олимпиаде 1980 года. Прочитать публикацию целиком |
||
|